|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Социология познания | Социология познания (далее С) (знания), направление теоретических и эмпирических исследований, рассматривающее проблемы социальной природы познания, социально-исторической обусловленности знания, познания и сознания, социальные аспекты производства, распространения, использования различных типов знаний как в обществе в целом, так и на уровне классов, социальных групп, организаций.
Основные проблемы С — учение о социальной сущности и обусловленности сознания, историческая природа познания, методология их изучения разработаны классиками марксизма-ленинизма. Марксизм-ленинизм раскрыл многомерность сознания прежде всего по формам, уровням и степени адекватности отражения им действительности, общие закономерности развития и классовые корни идеологии. Марксистско-ленинское понимание социальной природы познания и знания противостоит как их натуралистической трактовке, так и вульгарному социологизму.
В 20-х гг. 20 в. складывается буржуазная С как относительно самостоятельная отрасль исследований (работы М. Шелера и К. Манхейма — а также П. Сорокина, Ф. Знанецкого, Т. Парсонса, Р. Мертона, А. Чайлда, Ч. Р. Миллса, В. Старка, П. Бергера, Т. Лукмана — США, и др.). Заимствуя из марксизма идею о социальной обусловленности сознания, буржуазная С, которая крайне разнородна в теоретическом и методологическом планах, интерпретирует ее либо в явно идеалистическом духе, либо в духе узко понимаемого детерминизма (технологического, организационного, лингвистического и т. д.). При этом игнорируется роль общественно-исторической практики в формировании сознания, а из сферы социальной детерминации обычно исключается все естественно-научное знание. Буржуазная С в значительной части направлена против марксизма-ленинизма.
В буржуазной С при изучении истории мышления, типов мировоззрений и культур, идей, их создателей и носителей социальные факторы (к ним относят социальную позицию, классовое положение, идеологии, ценности и т.д.) рассматриваются главным образом как деформирующие процесс познания. С этим связана преобладавшая до конца 60-х гг. тенденция к противопоставлению науки и идеологии, к "очищению" знания от ценностных суждений (концепции "деидеологизации", "конца идеологии"). Вместе с тем с конца 60-х гг. резко усилилась тенденция противоположного характера, особенно в США, к релятивизации научных знаний (см. Релятивизм), к идеологизации науки. При эмпирическом исследовании состояний сознания (общественных настроений, мнений и т. д.) различных классов, социальных, профессиональных и др. групп и общностей подчеркивается функциональный характер взаимоотношений между сознанием индивида и его непосредственным окружением. Представители буржуазной С придерживаются различных политико-идеологических ориентаций — от откровенно апологетических до буржуазно-демократических. В целом буржуазная С характеризуется хроническим кризисом ее философско-методологическим принципов, что находит выражение в их постоянной смене и острой внутренней полемике. Вместе с тем заслуживают внимания ее эмпирический материал, техника и процедуры его сбора.
В марксистской С изучаются методологические проблемы социологического подхода к сознанию и процессу познания, общественно-историческая природа познания, социально-классовая обусловленность объективного отражения действительности и его извращенных, иллюзорных форм — "ложного сознания"; подвергаются критике различные концепции буржуазной С Проводятся также исследования механизмов познавательной деятельности, становления и функционирования различных типов знаний, настроений, мнений, убеждений на уровне социальных групп, коллективов.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3: Маркс К,, К критике политической экономии. Предисловие, там же, т. 13; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; его же, Философские тетради, там же, т. 29; Келле В. Ж., Ковальзон М. Я., Формы общественного сознания, М., 1959; Мамардашвили М.К., Формы и содержание мышления, М., 1968; Москвичев Л. Н., Теория "деидеологизации": иллюзии и действительность, М., 1971: Мегрелидзе К. Р., Основные проблемы социологии мышления, (2 изд.), Тб., 1973; Ленинская теория отражения и современная наука, в. 3 — Теория отражения и обществознание, София, 1973; Ребане Я. К., О некоторых методологических принципах оценки буржуазной "социологии знания", "Уч. зап. Тартуского гос. университета. Труды по философии", 1974, в. 17; The sociology of knowledge. A reader, ed. J. Curtis, 1. Petras, . ., 1970; Friedrichs R., Sociology of sociology, . ., 1970.
Л. Н. Москвичев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 06.11.2024 18:56:30
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|