Большая Советская Энциклопедия.

Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Социальный престиж

Социальный престиж (далее С) значимость, привлекательность, приписываемые в общественном сознании различным сторонам деятельности людей. Объектами С чаще всего оказываются социальные роли (например, профессии, место в организации), действия людей (например, в сферах общественно-политической жизни и досуга), их психологического качества (инициативность, смелость, интеллектуализм), физические достоинства (красота и т. д.), блага и услуги различного назначения (например, имущество, потребительские товары, культурные ценности) и, что особенно важно, социальные группы, институты, организации. С тесно переплетается с такими явлениями, как авторитет, уважение, влияние. В конечном счете носителем С оказывается сама личность, которая наделяется в общественном сознании (всего общества или отдельных групп) большим или меньшим С Некоторые материальные объекты становятся на более или менее длительный срок символами С

  Существование феномена С легче всего обнаружить в оценках (чаще всего вербальных), с помощью которых люди ранжируют (т. е. выстраивают в ряд) объекты С, а также в тех действиях, в которых они проявляют свои предпочтения.

  Марксистское понимание природы С исходит из того, что престижные оценки имеют объективную основу в социальной действительности и прежде всего — в существующей социальной структуре и формируются под решающим воздействием господствующей системы ценностных ориентаций, позволяющей примерно соизмерять различные явления в связи с их ролью в удовлетворении общественных потребностей. Зависимость престижных оценок от системы ценностных ориентаций объясняет их динамичный характер. Например, одни и те же занятия пользовались разным С в различные исторические эпохи. Вместе с тем престижные оценки обладают известной устойчивостью и нередко сохраняются и после исчезновения породивших их условий.

  В антагонистическом обществе одни и те же объекты пользуются неодинаковым, а иногда и противоположным по знаку престижем у людей, принадлежащих к разным классам, социальным и демографическим группам. Господствующая в этом обществе идеология утверждает престиж богатства (число рабов, крепостных, размер земельной собственности, капитала), знатности происхождения и социальных связей, роли в бюрократической иерархии. В то же время среди трудящихся масс большим престижем пользуются люди, обладающие талантом, профессиональным мастерством и трудолюбием, борцы за социальную справедливость.

  Определенные колебания С имеют место и в социалистическом обществе. Однако процесс сближения классов и социальных групп здесь ведет постепенно к выравниванию престижных оценок представителей различных социальных групп.

  Важная роль С в общественной жизни в конечном счете объясняется стремлением человека приобрести уважение в своей социальной среде, потребностью в самоутверждении личности. В то же время от меры С личности или организации во многих случаях зависит успешность достижения поставленных ими целей. Поэтому стремление к приобретению или сохранению высокого С играет заметную роль в мотивационной сфере личности, действиях различных организаций. С поощряет полезную для функционирования и развития общества деятельность. При социализме положение человека в обществе определяется главным образом его трудом. В связи с этим эффективный творческий труд обладает высоким престижем, являющимся важным стимулом профессиональной деятельности трудящихся социалистического общества. В то же время фетишизация С способна оказать отрицательное влияние на общественную жизнь. Она характерна для буржуазного общества. В частности, разжигаемый рекламой спрос на новые товары часто обусловлен не столько улучшением их свойств, сколько соображениями престижа. Негативное влияние на общественную жизнь оказывает также искусственное раздувание с помощью средств массовой коммуникации престижа отдельных личностей или организаций. В США в 70-е гг. появились специальные фирмы, организующие по поручению клиента соответствующие кампании. Стремление обладать престижными в данный момент профессиями нередко приводит к неравномерному распределению трудовых ресурсов между отдельными видами занятий.

  Эмпирические исследования С в социалистических странах (престижа профессий, источников массовой информации, потребительских благ в связи с изучением спроса и моды и др.), в которых широко используется техника измерения С (в частности, шкалы, факторный анализ и др.), играют важную роль в подготовке решений на разных уровнях социального управления.

  Лит.: Шубкин В. Н., Выбор профессии в условиях коммунистического строительства, "Вопросы философии", 1964, № 8; его же, Социологические опыты, М., 1970; 3амошкин Ю. А., Кризис буржуазного индивидуализма и личность, М., 1966; Кон И., Социология личности, М., 1967; Водзинская В. В., Социологический аспект проблемы выбора профессии, в сборнике: Человек и общество, Л., 1969; Сарапата Л., Исследование иерархии престижа профессиональных занятий в Польше, в кн.: Проблемы развития социальной структуры общества в Советском Союзе и Польше, М. — Варшава, 1974; Rosenberg М., Occupations and values, Glencoe, 1957; Packard ., The status seekers, . ., 1939; Lipset ., Bendix R., Social mobility in industrial society, Berk., 1960; Class, status and power, 2 ed., . ., 1966.

  В. Э. Шляпентох.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 16.11.2018 15:31:28