|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Софокл | Софокл (далее С) (Sophokles) (около 496—406 до н. э.). Древнегреческий драматург. Родился в предместье Афин — Колоне. Избирался на важные государственные должности, был близок к кругу Перикла. По античным свидетельствам, написал свыше 120 драм; первую победу на состязаниях трагических поэтов одержал в 468. Целиком дошли до нас трагедии "Аякс" (до 442), "Антигона" (около 441), "Царь Эдип" (около 425), "Филоктет" (409), "Трахинянки" и "Электра" (даты обеих неизвестны), "Эдип в Колоне" (поставлена в 401). От прочих произведений сохранилось много фрагментов.
Мировоззрение С отражает сложность и противоречивость афинской демократии периода ее высшего расцвета. С одной стороны, демократическая идеология, выросшая на основе "... совместной частной собственности активных граждан государства..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 21), видела свой оплот во всевластии божественного промысла, в незыблемости традиционных установлений; с другой стороны — в условиях наиболее свободного для того времени развития личности все настойчивее становилась тенденция к ее высвобождению из полисных связей. Испытания, выпадающие на долю человека, не могли найти удовлетворительного объяснения в божественной воле, и С, озабоченный сохранением полисного единства, не пытался обосновать божественное управление миром какими-либо этическими соображениями. В то же время его привлекал активный, отвечающий за свои решения человек. В "Аяксе" герой осознает несовместимость содеянного им с нравственным кодексом доблестного вождя и в добровольной смерти находит освобождение от позора и бесчестья. В "Царе Эдипе" непреклонное расследование героем тайны своего рождения и прошлого возлагает на него объективную ответственность за невольные преступления, хотя и не дает основания толковать трагедию в категориях субъективной вины и божественного возмездия. Цельным, неколебимым в своем решении человеком предстает Антигона с ее героической защитой "неписаных" законов от произвола отдельной личности, прикрывающейся авторитетом государства. Герои С свободны от всего второстепенного и слишком личного, в них сильно идеальное начало. Введение третьего актера позволило С усилить напряжение в развитии действия, обогатить изображение вовлеченных в него лиц. Несмотря на увеличившийся состав хора (15 человек), объем и значение хоровых партий в трагедиях С существенно сократились по сравнению с произведениями Эсхила.
Сюжеты и образы С использовались как в последующей античной (Акций, Сенека), так и в новой европейской литературе от эпохи классицизма (Ж. Ротру, П. Корнель) вплоть до 20 в. (Ж. Жироду, Ж. Ануй, Б. Брехт и др.). Глубокий интерес к творчеству С проявлялся в исследованиях и высказываниях по теории трагедии (Г. Э. Лессинг, И. В. Гете, братья Шлегель, Ф. Шиллер, В. Г. Белинский). С середины 19 в. трагедии С ставятся в театрах всего мира.
Соч.: Sophocle, Tragédies, t. 1—3, ., 1955—60: в рус. пер. — Драмы. Пер. Ф. Зелинского, т. 1—3, М., 1914—15; Трагедии. Пер. С Шервинского, М., 1958.
Лит.: Радциг С И., К вопросу о мировоззрении Са, "Вестник древней истории". 1957, № 4; Lesky A., Die tragische Dichtung der Hellenen, 3 Aufl., Gott., 1972, . 169—274.
В. Н. Ярхо.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:01:12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|