|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Сословие | Сословие (далее С) социальная группа докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия нескольких С, выраженная в неравенстве их положения и привилегий.
Сословное деление общества находится в связи с его классовым составом (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 476; т. 6, с. 311). Но число С, как правило, превышало число классов, что в значительной мере определялось разнообразием форм и методов внеэкономического принуждения. Сословная собственность еще носила на себе печать естественно заданных форм политического объединения эксплуататоров (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 22-24). Формирование С - длительный процесс, протекавший по-разному в различных обществах и связанный с закреплением и оформлением в праве имущественного неравенства и определенных социальных функций (военных, религиозных, профессиональных и др.).
По сравнению с кастами, которые можно рассматривать как сословную организацию, где принцип наследования абсолютен, в С наследственный принцип соблюдается не столь жестко. Членство в С может быть куплено за деньги, даровано верховной властью и т.д. Вместе с тем С отличаются от таких корпораций, принадлежность к которым является результатом личных достижений индивида (на экзаменах, военной службе и т.д.) (например, шэньши в Китае). Особую роль, подрывавшую в значительной мере сам принцип сословной организации, в Европе играло духовенство, поскольку членство в этом С не было наследуемым и "... церковь создавала свою иерархию из лучших умов народа, не обращая внимания на сословие, происхождение и состояние..." (Маркс К., там же, т. 25, ч. 2, с. 150). Признаком С является также наличие у его членов определенных внешних символов их сословной принадлежности - особых украшений, знаков различия, предметов одежды, причесок. Складывается также специфическая сословная мораль.
Феодальная обычно служит классическим образцом сословной организации общества. К 14-15 вв., когда здесь завершается формирование наследственных С, французское общество делилось на С духовенства, С дворянства и третье сословие, посылавшие своих представителей в органы сословного представительства - Генеральные штаты. Каждое из С имело строго очерченные права и привилегии. Первые два С были освобождены от государственных налогов, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям, культивировали особый, отличавший их от "простолюдинов" из третьего С, стиль жизни. Однако и членство в непривилегированном С означало включение в систему регулируемых правом отношений. Сословная обособленность начинает разрушаться во примерно с середины 16 в. в результате потери "благородными" их экономических преимуществ, утраты дворянством исключительности в отправлении военных функций. размывания рядов дворянства за счет притока получающих дворянское звание богачей, государственных и судейских чиновников и т.д. Сословный строй был разрушен Великой французской революцией.
Оформление С в России началось с середины 16 в. параллельно с объединением русских земель в единое государство, ослаблением удельной феодальной аристократии, ростом влияния дворянства и посадской верхушки. Именно в это время начинают созываться земские соборы, в которых наряду с боярско-дворянским С и высшим духовенством участвуют представители верхов посада, а на соборе 1613 - даже несколько представителей черносошного крестьянства. Сословное деление в этот период отличается большой пестротой и дробностью. Разрядные списки 17 в. и Бархатная книга (1687) послужили основой для постепенного превращения дворянства из служилой корпорации в наследственное С Некоторое ослабление наследственною принципа сословной организации произошло при Петре , когда введение Табели о рангах (1722) способствовало определенному смягчению сословных границ и пополнению привилегированных С за счет продвижения по службе и царских пожалований сословного статуса. Однако в дальнейшем происходило укрепление сословных прав дворянства, сопровождавшееся увеличением правовой неполноценности остальных С Со времени Манифеста о вольности дворянства (1762) и Жалованной грамоты дворянству (1785) в России утвердилось сословное деление на дворян, духовенство, крестьянство, купечество и мещанство, просуществовавшее вплоть до Февральской буржуазной революции 1917. При этом С делились на неподатные (дворянство, духовенство) и податные (крестьяне, мещане).
В Азии существовали различные формы социального устройства - от строгой системы каст в Индии до почти полного отсутствия наследственной аристократии и прочных сословных границ, например в Бирме.
Разрушение С связано со становлением и утверждением капиталистических отношений, выдвигающих на смену иерархии наследственных статусов иерархию богатства, прикрытую формальным равенством всех перед законом. Однако сословные пережитки сохраняются и в современном буржуазном обществе. Например, в Великобритании аристократические семьи имеют преимущества при получении высшего образования, при поступлении на государственную службу. Даже в стране, не знавшей феодализма, - в США, окончившие Гарвардский или Принстонский университет образуют "псевдосословия", отличительным признаком которых служит членство в особых клубах, преимущественные условия при приеме на работу в лучшие юридические конторы, наиболее респектабельные банки, на дипломатическую и военную службу.
Сохраняющиеся в некоторых странах остатки привилегированных С способны играть особенно реакционную роль (прусское юнкерство, помещики и высшее духовенство в Испании).
Наиболее последовательно и решительно устраняет сословное неравенство социалистическая революция, т.к. только она полностью ликвидирует "остатки феодализма и крепостничества" - эти, по выражению В. И. Ленина, "наиболее глубокие корни сословности..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 146).
Лит.: Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т, 8; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Аграрная программа русской социал-демократии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6; его же, О государстве, там же, т. 39; Ключевский В. О., История сословий в России, Соч., т. 6, М., 1959; Абсолютизм в России, М., 1964; Гуревич А. Я., Категории средневековой культуры, М., 1972; Барг М. А., Проблемы социальной истории в освещении современной западной медиевистики, М., 1973, гл. 3.
Л. А. Седов.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 09.11.2024 20:53:05
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|