|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Сократ | Сократ (далее С) (Sokrates) (470/469 до н. э., Афины, — 399, там же), древнегреческий философ. Сын ваятеля; проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодежи. Был казнен (принял яд цикуты), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе. С не оставил после себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников — Ксенофонта и Платона, в большинстве диалогов которого С выступает как главное действующее лицо.
С был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки определенных вопросов и методического нахождения ответов на них. К. Маркс назвал С "олицетворением философии", "воплощенной философией" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 99; их же, Из ранних произведений, 1956, с. 199). Считая неудовлетворительной древнюю натурфилософию, С обратился к анализу человеческого сознания и мышления. Тяготея к объективному идеализму, он был далек еще от гипостазирования общих понятий в виде самостоятельных сущностей. Так его изображает Аристотель, приписывающий С индуктивное учение о переходе от текучей действительности к общим понятиям, а также учение об определении понятий, впервые дающем возможность познавать сущность каждой вещи (ср. характеристику С в ранних диалогах Платона). Признание действия родовых сущностей в окружающей действительности превращалось у С в учение об общем и универсальном разуме или об отдельных богах-умах. Вопреки уверениям Ксенофонта, учение С имело мало общего с народной религией, хотя он и не отрицал ее. Учение С о промысле и провидении решительно порывало с наивным политеизмом и приобретало вид философской телеологии.
В этике основной тезис С гласил, что добродетель есть знание, или мудрость, что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра. В понимании С не может быть противоречия между разумом и поведением.
С необоснованно обвиняли во враждебности к демократии; в действительности он критиковал все формы правления — монархию, тиранию, аристократию, плутократию и демократию, если они нарушают справедливость. В последующие эпохи образ С часто выступал как идеальное воплощение мудреца.
Лит.: Ксенофонт Афинский, Сические соч., М. — Л., 1935; Платон, Соч., т. 1—3, М., 1968—72; Трубецкой С, Собр. соч., т. 3, М., 1910, с. 398—461; Гиляров А., Источники о софистах. Платон как исторический свидетель, ч. 1, К., 1891; Гомперц Т., Греческие мыслители, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1913, с. 32–88; Жебелев С А., С, Берлин, 1923: Сережников В., С, М., 1937; Лосев А. Ф., История античной эстетики. Софисты. С. Платон. М., 1969; Ма ier ., Sokrates, Tubingen, 1913; Ritter С, Sokrates, Tubingen, 1931; Meunier М., legende de Socrate, ., 1965.
А. Ф. Лосев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 14:23:30
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|