Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Путевые машины

Путевые машины (далее П) предназначены для ремонта и содержания эксплуатируемых и для строительства новых дорог. П выполняются в основном на ж.-д., а также на гусеничном и комбинированном (рельсово-пневмоколесном) ходу. П осуществляют все работы технологического цикла. Для ремонта и содержания земляного полотна служат путевые струги и путеуборочные машины. Балластировку пути выполняют электробалластеры, тракторные дозировщики, путеподъемники. С помощью машин этой группы производят подъемку и сдвижку рельсо-шпальной решетки, а также подачу балласта и его укладку в путь слоем заданной толщины. Для очистки щебеночного балласта от засорителей и мелких фракций служат щебнеочистительные машины. Укладку и снятие рельсо-шпальной решетки при ремонте и строительстве пути ведут с помощью путеукладчиков на рельсовом ходу, используемых на эксплуатируемых линиях; тракторных путеукладчиков, применяемых при строительстве новых дорог, и рельсоукладчиков (при сплошной смене рельсов). Сборку и разборку звеньев рельсо-шпальной решетки производят звеносборочные машины и звеноразборочные машины. Для уплотнения балласта под рельсо-шпальной решеткой и выправки пути применяют шпалоподбивочные машины. Уплотнители шагающего типа работают при снятой решетке. Выправочно-подбивочно-отделочные машины выполняют комплекс работ по выправке пути в поперечной и продольной плоскостях и в плане, уплотнение всего объема балластной призмы и отделку ее откосов. Перевозят рабочих к месту работ обычно на дрезинах, которые используют и для транспортирования материалов наряду с хоппер-дозаторами. Состояние ж.-д. пути проверяют путеизмерителями, определяющими положение пути, а также дефектоскопными вагонами и тележками для обнаружения дефектов в рельсах. К П относятся оборудование для сварки рельсов в длинные плети, укладываемые на бесстыковом пути, - рельсосварочные машины, машины и механизмы для шлифовки швов и выправки рельсов, а также машины для очистки путей от снега - снегоочистители, снегоуборщики, пневмообдуватели, выдувающие снег из стрелок, и газовые и электрические обогреватели, испаряющие снег со стрелочных переводов. Кроме того, при выполнении путевых работ используют подъемные краны, бульдозеры, ленточные конвейеры.

  Большинство П, работающих при закрытом для движения поездов ж.-д. перегоне, - несъемные машины тяжелого типа. Для выполнения работ небольшого объема применяют П легкого типа, которые используют в интервалах между поездами и снимают с пути на обочину при подходе поезда. К ним относятся: путеподъемники, мотодрезины, путеизмерительные и дефектоскопные тележки, а также механизированный путевой инструмент (рельсорезные, рельсосверлильные, рельсошлифовальные станки, шурупогайковерты, разгонщики и т.п.).

  Для зарубежных дорог с низкой интенсивностью движения характерно применение П легких и мобильных, но менее производительных, чем сов. машины. Большая грузонапряженность дорог в СССР требует минимального времени для закрытия перегона при ремонте пути, поэтому советские заводы выпускают П, отличающиеся высокой производительностью.

  Дальнейшее развитие П предусматривает завершение комплексной механизации путевых работ, повышение надежности, снижение стоимости, металло- и энергоемкости, унификацию узлов и деталей. Важное направление - применение средств контроля за работой машин, систем автоматического управления, совершенствование существующих и разработка новых приборов контроля рельсового пути. Особое внимание обращается на создание средств защиты обслуживающего персонала от пыли, шума и вибрации. При проектировании П легкого типа и механизированного инструмента основной задачей является снижение массы путем применения легких материалов и улучшения конструкций.

  Лит.: Машины и механизмы для путевого хозяйства, М., 1970.

  С. А. Соломонов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 16.04.2024 10:15:11