Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Мессия

Мессия (далее М) Христос (от др.-евр. машиах, буквально — помазанник; в пер. на греч. — Christos), в ряде религий (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосланный богом спаситель, долженствующий навечно установить свое царство. Представления о магической силе помазания освященным маслом существовали на Востоке с древности повсеместно, в том числе как часть обряда возведения царя на престол. В древнейших книгах Ветхого завета слово "М" означает: царь или, в переносном смысле, идеальный государь; жрец. В период т. н. Вавилонского плена (586—538 до н. э по новейшим данным, 587—538 до н. э.) в связи с гибелью Иудейского царства появляется идея о будущем царе из рода Давида. Возможно, эта идея возникла под влиянием зороастризма, в котором существовал образ будущего "спасителя" — саошианта, потомка Заратуштры.

  Конкретная личность М была для верующих неясна — он представлялся то как божественное предвечное существо, отождествляемое с архангелом Михаилом, то как "сын человеческий", т. е. как человек-учитель, реформатор, то как жрец — потомок мифического жреца Мельхиседека.

  Вера в М занимала важное место в идеологии иудейской секты ессеев-кумранитов (эссенов): основатель секты, т. н. учитель праведности, видимо, понимался как М В народных движениях против римского гнета (Иудейские войны 66—73, 132—135) вожди восстаний (Иоханан из Гихсалы, Симон бар Гиора, Бар-Кохба) объявляли себя М; после поражения восстания вера в ожидаемого М теряет прежнее значение, однако в эпохи особо тяжелого положения народных масс (например, в средние века) предводители народных движений снова выдают себя за М В современном иудаизме вера в единичного М не имеет существенного значения.

  Христиане с самого начала объявили мессией (Христом) основателя своей религии: Иисус считался потомком царя Давида, с ним связывалась иудейская мессианистическая терминология: "царь иудейский", "господь" — греч. kyrios "господин" — "сын человеческий". Но понятие "М" в христианстве было перенесено из политической и социальной сферы в религиозно-этическую: М-Христос трактуется как спаситель от первородного греха, свойственного человечеству, "от царства Сатаны", а не как избавитель от экономических и политических бедствий. При этом, хотя М-Христос объявляется уже явившимся и искупившим своей смертью грехи человечества, христиане в то же время верят в его "второе пришествие" для установления вечного "царства божьего" на всей земле. "Спасение" все отчетливее понимается эсхатологически, т. е. как имеющее быть не в историческое время, а в "конце времен".

  В переносном смысле понятия "М" и "мессианство" ("мессианизм") прилагаются и к ожидаемым в будущем спасителям также в других религиях (особенно в исламе, где мессианизм имеет прямое иудео-христианское происхождение). В мусульманских странах мессианизм распространялся в форме учения о махди (арабский). Так, например, Мухаммед Ахмед, предводитель восстания в Судане в конце 19 в. против иностранных колонизаторов, объявил себя махди (Махди Суданский).

  Мессианство во всех его формах, объективно являвшееся результатом тяжелого положения народа и в то же время возлагавшее надежды лишь на божественного избавителя, нередко служило средством отвлечения народных масс от активной борьбы за свои интересы.

  А. П. Каждан.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 16:03:18