Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Мелодрама

Мелодрама (далее М) (от мело... и драма), 1) жанр драматургии; пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возник в конце 90-х гг. 18 в. во достигнув наибольшего расцвета в 30—40-е гг. 19 в. Лучшие образцы М (пьесы Ж. М Монвеля, Э. Сувестра, Ф. Пиа и др.) несли протест против социальной несправедливости, религиозного фанатизма, показывали нищету и бесправие народа. Но постепенно М утратила демократическую, гуманистическую направленность, уступив место внешней занимательности и слащавой сентиментальности.

  В России М появилась с конца 20-х гг. 19 в. (пьесы Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого и др.). В. Г. Белинский и Н. В. Гоголь резко критиковали произведения этого жанра за отрыв от насущных интересов русского общества, неправдоподобие характеров и положений. В советском театре и драматургии интерес к М возник в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции. М Горький и А. В. Луначарский выступали в защиту М, по существу приравнивая ее к социальной драме романтического стиля. Отдельные элементы М характерны для творчества некоторых современных драматургов (А. Н. Арбузов, А. Д. Салынский и др.).

  2) Музыкально-драматическое произведение, в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой, перемежающей их или звучащей одновременно с ними. Один из ранних образцов такой М — лирическая сцена "Пигмалион" Ж. Ж. Руссо (1762). Ряд М был написан чешским композитором 18 в. И. Бендой. Русскому композитору Е. И. Фомину принадлежит М "Орфей" (1792).

  Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М, 1963; Глумов А. Н., Несколько значений термина "мелодрама", в его кн.: Музыка в русском драматическом театре, М, 1955.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 10:36:19