Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Мелодекламация

Мелодекламация (далее М) (от мело... и декламация), соединение выразительного произнесения текста, главным образом стихотворного, и музыки (обычно исполняемой на фортепиано), а также произведения, основанные на подобном соединении. М эпизодически использовалась в операх и драматических пьесах; создавались и сценические произведения, полностью построенные на М, они называются мелодрамами. В 18 в. под влиянием мелодрамы сложился жанр самостоятельной М концертного плана, по преимуществу на тексты балладного характера (образцы у Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа и др.). В России этот вид М пользовался распространением с 70-х гг. 19 в. Активным пропагандистом М был композитор Г. А. Лишин (1854—88), создавший ряд М и исполнявший их на концертной эстраде. Несколько М написал А. С. Аренский (на стихотворения в прозе И. С. Тургенева). Все эти М не выходили за пределы салонного искусства. В 19 в. за рубежом возник особый род М, в которой с помощью нотных знаков фиксируются ритм декламации, порой и высота звуков; он получил развитие в 20 в. (А. Шенберг, А. Берг, П. Булез, Л. Ноно и др.).

  Е. А. Мнацаканова.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.04.2024 23:39:02