|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Машиностроение | Машиностроение (далее М), комплекс отраслей тяжелой промышленности, изготовляющих орудия труда для народного хозяйства, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения. М является материальной основой технического перевооружения всего народного хозяйства. От уровня развития М в решающей степени зависят производительность общественного труда, технический прогресс, материальное благосостояние народа и обороноспособность страны. Главная задача М — обеспечить все отрасли народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием. В СССР М принадлежит особое место в экономике страны в связи с его ведущей ролью в социалистическом расширенном воспроизводстве. М явилось базой социалистической индустриализации страны, способствовало превращению СССР в высокоразвитую индустриальную державу.
М — составная часть более широкой производственной группы — М и металлообработки, — в которую, кроме М, входит производство металлических изделий, металлоконструкций и ремонт машин и оборудования. В 1972 продукция металлообработки составила 16 % общего объема продукции М и металлообработки. М СССР включает такие крупные подотрасли, как энергетическое М, электротехническое, станкостроительная и инструментальная промышленность, приборостроение, тракторное и сельскохозяйственное М и другие. М занимает 1-е место в промышленности СССР по объему выпускаемой продукции, стоимости основных производственных фондов и численности рабочих, занятых на предприятиях. В 1972 на долю М и металлообработки приходилось около 1/4 промышленной продукции СССР; удельный вес промышленно-производственных основных фондов М и металлообработки в промышленно-производственных основных фондах промышленности составил в 1972 20,9 %, в численности промышленных рабочих — около 39 %. М производило в 1970 примерно 30 тысяч наименований изделий. Свыше 60 % продукции М выпускается в мелкосерийном и серийном производстве. Для М характерен прерывный процесс производства. Большая номенклатура машин и оборудования, их сложность и возможность расчленения на отдельные узлы и детали обусловливают широкую специализацию производства продукции М
Возникновение М как отрасли промышленности относится к 18 веку, быстрое развитие М получило в 19 веке, сначала в Великобритании и некоторых других странах Западной Европы, а затем в США. В России первые машиностроительные заводы построены в 18 веке.
М дореволюционной России было слабо развито и зависело от иностранного капитала, что объяснялось общей экономической отсталостью страны. Выпуск продукции М для промышленности был крайне ограниченным как по объему, так и по номенклатуре; сельскохозяйственное М изготовляло несложный инвентарь. Продукция, выпускаемая М дореволюционной России, была на более низком техническом уровне, чем машиностроительная продукция стран Западной Европы и США. Автомобили, металлорежущие станки производились в небольшом количестве, а прядильные машины, инструменты, приборы, сложные сельскохозяйственные машины, мощное энергетическое оборудование и многие другие виды машин и оборудования не производились, а импортировались.
За годы Советской власти создано мощное М Политика социалистической индустриализации, все возрастающий размах капитального строительства вызвали большую потребность в машинах и оборудовании. В 1-й пятилетке (1929—32) среднегодовые темпы прироста валовой продукции промышленности СССР составили 19,2 %, а М и металлообработки — 41,3 %; во 2-й пятилетке (1933—37) — соответственно 17,1 % и 23,1 %; за 3 предвоенных года 3-й пятилетки (1938—40) — 13,2 % и 20,7 %. Опережающие темпы развития М характерны и для послевоенного периода. Объем валовой продукции М и металлообработки в 1972 превосходил уровень 1913 в 1040 раз и 1940 — в 35,1 раза. В таблице приведены данные о производстве важнейших видов машин и оборудования в СССР.
М обеспечило создание крупного современного производственного аппарата во всех отраслях материального производства и высокую степень обороноспособности страны. По состоянию на начало 1973 в народном хозяйстве СССР использовалось 4,08 млн. металлорежущих станков и 948 тысяч кузнечно-прессовых машин, в и горнорудной промышленности работали десятки тысяч комбайнов, врубовых и погрузочных машин, конвейеров, электровозов и других механизмов; в строительстве находилось в эксплуатации 119,2 тысячи экскаваторов, 33,7 тысячи скреперов, 117,5 тысячи бульдозеров, 135,7 тысячи передвижных кранов и большое количество другой техники; в сельском хозяйстве имелось 2,11 млн. тракторов, 656 тысяч зерноуборочных комбайнов, 1,23 млн. грузовых автомобилей (без межколхозных несельскохозяйственных организаций), 1,22 млн. тракторных сеялок и сотни тысяч других машин и механизмов. Огромное количество машин и оборудования получили от М все отрасли промышленности, транспорт и связь. На 1 января 1972 основные производственные фонды народного хозяйства СССР составили в ценах 1955 500 млрд. рублей, из них примерно 2/5 приходилось на долю машин и оборудования.
Опережающее развитие М, все большее насыщение народного хозяйства современными орудиями труда обеспечили систематический рост производительности общественного труда. В 1972 по сравнению с 1940 производительность труда в промышленности возросла примерно в 5,5 раза, в М — более чем в 12 раз.
Успехи в развитии М СССР связаны в огромной степени с расширением и совершенствованием его технической базы. К концу 1972 стоимость машин и оборудования, составляющих техническую базу М и металлообработки, по предприятиям, состоящим на самостоятельном балансе, оценивалась в 23 млрд. рублей и равнялась примерно 1/5 стоимости всех машин и оборудования в промышленности СССР, причем большая часть этой суммы приходилась на металлообрабатывающее оборудование. В основной своей массе парк оборудования М — это высокопроизводительные станки и кузнечно-прессовые машины, литейное и сварочное оборудование, подъемно-транспортные и перемещающие механизмы. Значительное место в парке металлообрабатывающего оборудования М принадлежит современным агрегатным, специальным и специализированным, уникальным тяжелым и прецизионным станкам, автоматическим линиям. Возможности технической базы М по производству машин и оборудования чрезвычайно велики. Многие виды продукции, изготовленной на предприятиях этой отрасли промышленности, уникальны и созданы впервые в мире (например, технические устройства для исследования космоса). По объему выпускаемой машиностроительной и металлообрабатывающей продукции СССР занимает 1-е место в Европе и 2-е в мире (1972). Особенно значительны достижения М СССР в области совершенствования орудий производства во всех отраслях народного хозяйства, создания и внедрения высокопроизводительного оборудования. Повысились мощность, скорость и точность работы оборудования, улучшились его эксплуатационные качества, уменьшился вес единицы оборудования. Только за 1966—72 в М СССР создано около 21,7 тысячи новых типов машин и оборудования и 7,5 тысяч новых видов приборов и средств автоматизации.
Большое развитие получает М в 9-й пятилетке (1971—75). Особенно быстро растет выпуск высокоэффективных видов машин и оборудования для энергетики, металлургии, легкой и пищевой промышленности, подвижного состава, производство станков с числовым программным управлением (ЧПУ), автомобилей, приборов и средств автоматизации. Сельское хозяйство обеспечивается большим количеством тракторов, сельскохозяйственных машин, автомобилей, землеройной техники. Укрупняются единичные мощности машин и оборудования, что позволяет повысить их эффективность. Для достижения высокого уровня производства машиностроительной продукции планируется значительное расширение и техническое перевооружение М На машиностроительные предприятия направляется большая часть ресурсов металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования. М совершенствует свою техническую базу, технологию, организацию производства на основе последних достижений науки и техники.
Ускорение научно-технического прогресса в М в значительной мере связано с процессом концентрации и специализации производства. Вместо универсальных предприятий, изготовляющих для себя почти все необходимые узлы и детали, создаются крупные комплексы специализированных производств и объединения различного типа. Производство отдельных видов продукции машиностроения в СССР<
| 1913 | 1928 | 1940 | 1950 | 1960 | 1970 | 1972 | Турбины, Гвт | 0,006 | 0,044 | 1,4 | 2,7 | 9,2 | 16,2 | 14,6 | Генераторы к турбинам, Гвт |
| 0,075 | 0,5 | 0,9 | 7,9 | 10,6 | 13,7 | Электродвигатели переменного тока мощностью от 0,25 до 100 квт, Гвт |
0,3 |
0,2 |
1,3 |
4,2 |
13,5 |
27,8 |
30,5 | Электродвигатели переменного тока мощностью свыше 100 квт, Гвт |
— |
0,055 |
0,5 |
2,5 |
4,1 |
5,5 |
6,0 | Станки металлорежущие, тысяч штук | 1,8 | 2,8 | 58,4 | 70,6 | 155,9 | 202,2 | 211,3 | в том числе станки с числовым и
программным управлением, штук |
— |
— |
— |
— |
16 |
1687 |
3049 | Автоматические и полуавтоматические линии для машиностроения и металлообработки, комплектов |
— |
— |
1 |
10 |
174 |
579 |
637 | Кузнечно-прессовые машины, тысяч штук |
… |
0,1 |
4,7 |
7,7 |
29,9 |
41,3 |
44,0 | Приборы, средства автоматизации и запасные части к ним*, млн. рублей |
|
|
|
|
|
|
| в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1955 |
… |
… |
30,6 |
115 |
1102 |
|
| в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1967 |
|
|
|
|
|
2370 |
2956 | Средства вычислительной техники и запасные части к ним*, млн. рублей |
|
|
|
|
|
|
| в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1955 | … | … |
0,3 |
2,0 |
79,9 |
|
| в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1967 |
|
|
|
|
|
710 |
1213 | Металлургическое оборудование, тысяч т |
… |
… |
23,7 |
111,2 |
218,3 |
314,0 |
322,1 | Комбайны очистные, штук | — | — | 22 | 344 | 881 | 1130 | 1117 | Нефтеаппаратура, тысяч штук | — | — | 15,5 | 47,9 | 93,0 | 126,6 | 156,9 | Экскаваторы, штук | — | — | 274 | 3540 | 12589 | 30844 | 34875 | Бульдозеры, тысяч штук | — | — | 0,1 | 3,8 | 12,9 | 33,5 | 40,5 | Тепловозы магистральные (секций) | — | — | 5 | 125 | 1303 | 1485 | 1488 | Электровозы магистральные, штук | — | — | 9 | 102 | 396 | 323 | 351 | Автомобили, тысяч штук | 0,1 | 0,8 | 145,4 | 362,9 | 523,6 | 916,1 | 1378,8 | в том числе грузовые и автобусы | — | 0,79 | 139,9 | 298,3 | 384,8 | 571,9 | 648,7 | легковые | 0,1 | 0,05 | 5,5 | 64,6 | 138,8 | 344,2 | 730,1 | Тракторы (в физических единицах), тысяч штук |
— |
1,3 |
31,6 |
116,7 |
238,5 |
458,5 |
477,8 | Плуги тракторные, тысяч штук | — | 0,5 | 38,4 | 121,9 | 149,1 | 211,7 | 223,1 | Сеялки тракторные, тысяч штук | — | 0,6 | 21,4 | 117,7 | 111,9 | 163,5 | 144,5 | Комбайны зерноуборочные, тысяч штук | — | — | 12,8 | 46,3 | 59,0 | 99,2 | 95,7 | * В 1967 выпуск приборов, средств автоматизации и запасных частей к ним в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1955 составил 2370 млн. рублей, в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1967 — 1631 млн. рублей; средств вычислительной техники и запасных частей к ним — соответственно 376 и 261 млн. рублей.
Высокими темпами развивается М и в других социалистических странах. В 1972 по сравнению с 1950 объем валовой продукции М и металлообработки возрос в Болгарии в 48 раз, Венгрии в 9 раз, ГДР в 5 раз, МНР в 20 раз, Польше в 33 раза, Румынии в 40 раз, Чехословакии в 11 раз. Социалистические страны располагают возможностями для производства высокоэффективной техники широкой номенклатуры. Они имеют современные машиностроительные предприятия и квалифицированные кадры. В 1972 в М и металлообработке Болгарии было занято примерно 25 % промышленно-производственного персонала, работающего в промышленности, в Венгрии 31 %, ГДР около 42 %, Польше свыше 31 %, Чехословакии более 37 %. Из отраслей М широкое развитие получили: в Болгарии — производство некоторых видов внутризаводского транспорта, в Венгрии — производство автобусов, радиопромышленность, в Польше — судостроение, в Румынии — производство и нефтяного машиностроения, в Чехословакии — тяжелое машиностроение, в ГДР — приборостроение, судостроение, производство машин и оборудования для тяжелой промышленности, в Югославии — судостроение. Увеличение объема валовой продукции М социалистических стран обеспечивается ростом производственных основных фондов М и производительности труда.
Большое значение для развития М социалистических стран, в первую очередь стран — членов СЭВ, имеет международное социалистическое разделение труда, основанное на межотраслевой специализации производства. В 1966—70 советский импорт продукции М из стран — членов СЭВ составил почти 12 млрд. рублей. Изменяется структура поставок, увеличивается в ней доля совершенных машин, средств механизации и автоматизации производственных процессов, электронной вычислительной техники и т. д., что предопределяет дальнейшее развитие М в этих странах. Большое влияние на увеличение объемов валовой продукции М социалистических стран — членов СЭВ оказывает осуществление Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции, принятой 25-й сессией СЭВ в 1971.
Основная масса продукции М капиталистического мира производится в США, ФРГ, Великобритании, Италии, Японии, Швейцарии. Среди этих стран доминирующее положение занимают США. В 1970 на их долю приходилось примерно 30 % стоимости производства металлообрабатывающего оборудования основных капиталистических стран, около 50 % электрооборудования промышленного и бытового назначения, свыше 60 % электронного оборудования, 45 % энергетического оборудования, почти 30 % выпуска тракторов, свыше 30 % легковых и грузовых автомобилей. Следующее за США место в производстве машиностроительной продукции (за исключением судов, автомобилей и электронного оборудования) занимает ФРГ. Япония занимает 1-е место в капиталистическом мире по строительству судов и 2-е место после США по производству электронного оборудования и автомобилей.
Производство машин и оборудования в капиталистических странах с развитым М высокомонополизировано (см. Машиностроительные монополии). С целью расширения рынков сбыта машин и оборудования, обеспечения загрузки производственных мощностей ведущие монополии в М осуществляют за пределами своих стран крупные капиталовложения. В особенности сильна экспансия американских монополий в Западную Европу. В результате больших капиталовложений в автомобилестроение стран Западной Европы под контролем монополий США в начале 70-х годов находилось свыше 50 % всего выпуска легковых автомобилей в Великобритании, 1/3 выпуска автомобилей в ФРГ, до 1/3 выпуска легковых автомобилей в Нидерландах. Монополистический капитал США контролирует более 20 % производства тракторов в ФРГ и примерно 45 % их производства во Американским филиалам в Западной Европе принадлежит 50 % выпуска полупроводников, 95 % — интегральных схем и 80 % — ЭВМ
Крупнейшие монополии играют все большую роль в капиталистическом производстве машиностроительной продукции, одновременно придавая ему в силу агрессивности политики империализма милитаристский характер. В наибольшей степени милитаризованными в современных условиях являются радиоэлектронная и судостроительная промышленность, не считая тех отраслей и производств М, которые обеспечивают машинами и оборудованием военную промышленность. См. также Авиационная промышленность, Автомобильная промышленность, Бытовых приборов и машин промышленность, Инструментальная промышленность, Приборостроение, Радиопромышленность, Сельскохозяйственное машиностроение, Станкостроение, Судостроение, Тракторостроение, Тяжелое машиностроение, Электротехническая промышленность, Энергетическое машиностроение.
Лит.: Материалы XXIV съезда КПСС, М, 1971; Государственный пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы. (Сборник), М, 1972; Розенфельд Я. С., Клименко К. И., История машиностроения СССР, М, 1961; Экономика машиностроительной промышленности СССР, М, 1968; Статистический ежегодник стран — членов Совета Экономической Взаимопомощи, М, 1972.
Н. П. Ясновский. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 11:58:50
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|