Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Махаяна

Махаяна (далее М) (санскр. - большая колесница, или великий путь), самоназвание крупнейшей, наряду с хинаяной, разновидности буддизма. Прослеживается по литературным памятникам с 1 века до н. э., хотя возможность развития буддизма в сторону М наметилась еще на первых буддийских соборах 5-3 веков до н. э., на которых активно выступали сторонники широкой миссионерской деятельности, допущения мирян в буддийскую сангху (общину) и смягчения правил религиозного послушания. Формирование М связано с именами Нагарджуны, Асанги, Ашвагхоши и Арьядевы - крупнейших представителей религиозно-философской мысли буддизма 1-5 веков. Высшим религиозным идеалом в М считается бодхисатва - универсальный, но воплощенный в личности космический принцип связанности взаимным состраданием и взаимной помощью всех существ, стремящихся к освобождению от пут мирского существования. В отличие от архата - идеального святого хинаяны, добивавшегося личного освобождения строгим соблюдением канонических и ритуальных предписаний, бодхисатва выступает как образец для других: он сам не освобождается до тех пор, пока все до единого живые существа, стремящиеся к освобождению, не сумеют воспользоваться его примером и не достигнут нирваны. Более конкретно понятие бодхисатвы связано с накоплением личностью определенного набора предельных качеств (так называемых парамит): сверхмилосердия, сверхнравственности, сверхтерпения, сверхэнергичности, сверхсосредоточения и сверхзнания. Центральное место в культе М занимает символика "трех тел Будды": "тела Закона" ("Дхармакая") - образа вселенского духовного бытия Будды; "тела Наслаждения" ("Самбхогакая") - идеального образа Будды, ниспосылаемого ученикам, находящимся в йогическом трансе; "тела Призрачного" ("Нирманакая") - материального человеческого облика Будды как субъекта образцового религиозного поведения. Религиозная символика М строится в виде сложного пантеона божеств, воплощающих персонализованные ценности достижения конечного освобождения. Важнейшие из них: Будда-Амитабха, или воплощенный в мире дух буддизма; Будда-Авалокитешвара, или обращенное на мир сострадание; Будда-Майтрея, или надежда мира. В основу канонической литературы М легли 9 главных сутр (так называемые Вайпулья-сутры). Основные философские школы М: йогачара, или виджнянавада (основатель Асанга), и мадхьямика, или шуньявада (основатель Нагар джуна). С М связано развитие тантристских учений буддийской йоги.

  С первых веков н. э. М начала распространяться в Китае, Тибете, Корее, Японии, позже в Монголии и других странах. Большинство канонических текстов М в Индии было составлено на санскрите, в странах распространения М - также на местных языках. Для М характерны пышные религиозные обряды.

  Лит.: Асвагоша, Жизнь Будды, М, 1913; Арнольд Э., Свет Азии, 2 изд., СПБ, 1906; Шюрэ Э., Сакия-Муни древний мудрец, М, 1897; Suzuki D. Т., Outlines of Mahâyâha Buddhism, L., (1907); Sogen J., Systems of Buddhistic thought, Calc., 1912. См. также литературу при статье Буддизм.

  А. М Пятигорский.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 02:07:21