Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Матвеев Александр Терентьевич

Матвеев (далее М)Александр Терентьевич (13(25).8.1878, Саратов, - 22.10.1960, Москва), советский скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Член КПСС с 1940. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1899-1902) у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого. В 1906-07 работал в Париже. Член объединений "Мир искусства", "Голубая роза" и ОРС. В ранних произведениях М. (портрет В. Э. Борисова-Мусатова, гипс, 1900, Третьяковская галерея) чувствуется влияние импрессионистической пластики П. П. Трубецкого. Постепенно центральной темой творчества М. становится обнаженная человеческая фигура, представленная в состоянии просветленного покоя (цикл произведений, украшавших виллу Я. Е. Жуковского в Кучук-Кое (Крым), мрамор, инкерманский камень, 1908-11, ансамбль не сохранился, отдельные фрагменты - в Русском музее, Ленинград; надгробие В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе, гранит, 1910). Благодаря тонкому выявлению фактуры материала поверхность работ М. воспринимается не как нейтральная оболочка, но как естественная граница наполненной, живой формы, рождающей впечатление о гармоничном равновесии духовных и физических сил человека. После Великой Октябрьской социалистической революции М. участвует в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (памятник К. Марксу в Петрограде, гипс, 1918, не сохранился). Поиски архитектоничной обобщенной формы с особой силой проявились в таких произведениях М., как группа "Октябрь" (гипс, 1927, Русский музей, Ленинград; бронзовый отлив - 1958), где революционная героика воплощена в классически ясных образах, и бронзовая фигура стоящей женщины (1937, там же). Насыщенностью психологических характеристик, органически связанных с внутренними закономерностями формы, отличаются созданные М. скульптурные образы русских писателей (статуя А. С. Пушкина, пластилин, 1948-60, мастерская скульптора, Москва); проникновенное внимание к пластической конструкции объема проявляется и в станковых портретах М. (автопортрет, бронза, 1939, Русский музей), фиксирующих наиболее устойчивые, непреходящие черты лица модели. Тонким пониманием специфики мелкой пластики отмечены работы М. для Петроградского фарфорового завода (1920-е годы). М. оказал глубокое влияние на развитие советской скульптуры не только своим творчеством, но и педагогической деятельностью (преподавал в ленингр. АХ (1918-48) и Московском художественном институте (1940-48)). Ученики: М. А. Вайнман, А. М. Игнатьев, Б. Е. Каплянский, А. Л. Малахин и другие. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

 

  Лит.: Бассехес А. И., А. Т. Матвеев, М., 1960: Мурина Е., А. Т. ММ., 1964.

  И. М. Соколова.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 07:51:49