|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Массовая политическая литература | Массовая политическая литература (далее М), агитационно-пропагандистская литература, термин, принятый в советском книговедении для обозначения совокупности произведений печати, освещающих в популярной форме вопросы идеологии и политики с целью формирования у широких масс стойких, осознанных ориентаций на социально-классовые ценности. В СССР и других социалистических странах М является важным средством коммунистического просвещения и воспитания народа.
В развитой форме агитационно-пропагандистская литература сложилась во 2-й половине 19 века как одно из эффективных средств идеологической и организаторской работы политических партий в массах. Еще в конце 40-х годов К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали необходимость "распространять дешево изданные популярные произведения и брошюры коммунистического содержания" для объединения рабочих (Сочинения, 2 изд., т. 4, с. 19). В России произведения революционно-демократической литературы, написанные специально для народа, стали выходить с начала 1860-х годов (прокламации, "Историческая библиотека" Н. А. Некрасова, Н. Г. Чернышевского и И. И. Панаева, и т. д.). В 70-е годы нелегально издавались агитационные произведения революционных народников "для крестьян и фабричных" ("Русскому народу" А. В. Долгушина, "Хитрая механика" В. E. Варзара и т. д.). Новый этап в развитии М начался с 1883—84, когда плехановская группа "Освобождение труда" стала выпускать 2 серии брошюр ("Библиотека современного социализма" и "Рабочая библиотека"), популяризировавшие марксизм как научную идеологию пролетариата. Ленинский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" (1895) тесно связал М с практикой борьбы за социализм (брошюры В. И. Ленина "Объяснение закона о штрафах", 1895, "К деревенской бедноте", 1903, и другие). Придавая первостепенное значение политической периодике, Ленин, большевики в то же время заботились и об издании популярных брошюр по вопросам марксизма и революционной борьбы, адресуя их разным категориям читателей (рабочим, крестьянам, солдатам). В 1904 М выпускало "Издательство социал-демократической литературы В. Бонч-Бруевича и Н. Ленина" в Женеве. 3-й съезд РСДРП (1905) поставил задачу создания агитационных и пропагандистских брошюр на национальных языках. В годы Революции 1905—07 небывалый размах получило легальное издание М По словам Ленина, "Миллионы дешевых изданий на политические темы читались народом, массой, толпой, „низами” так жадно, как никогда еще дотоле не читали в России" (Полное собрание сочинений, т. 22, с. 83). Массовую популярную марксистскую литературу выпускали большевистские издательства "Вперед", "Зерно", позднее — "Жизнь и знание", "Прибой", "Просвещение", "Волна" и другие (см. Большевистская печать), а также ряд демократических издательств ("Знание", "Парус" и других). После Октябрьской революции 1917 М была поставлена на службу социалистическому строительству. Выпуск ее в 20-е годы осуществляли издательство ВЦИК, "Коммунист", отдел партийной литературы Госиздата, "Красная новь", в 30-е годы — Масспартгиз, "Московский рабочий" и другие.
Ныне М в СССР выпускается большинством центральных, республиканских издательств, зональными и областными книжными издательствами; крупнейшие из них — Политиздат, "Знание", "Молодая гвардия". В 1971 издано свыше 5 тысяч названий книг и брошюр массово-политического характера общим тиражом около 139 млн. экземпляров (в 1940 — 3,3 тысячи названий тиражом 63,8 млн. экземпляров); произведения М публиковались более чем в 6 тысячах газет различных типов, в партийных, комсомольских, а также в общественно-политических и литературно-художественных журналах.
Коммунистическая партия осуществляет повседневное руководство изданием и распространением М, определяет ее задачи на каждом этапе коммунистического строительства (см. О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов, М., 1972). В. И. Ленин и литераторы ленинской школы внесли большой вклад как в развитие М, так и в разработку принципиальных основ ее теории.
В современной М выделяют две основные разновидности: пропагандистскую и агитационную. Социалистическая пропагандистская литература разъясняет массовому читателю гносеологический, классовый и практический смысл идеологических теорий (философии, политической экономии, научного коммунизма), помогает понять сущность социальных фактов и процессов, закономерный и прогрессивный характер деятельности марксистско-ленинских партий и социалистических государств, добиваясь того, чтобы знания формировали у людей активное отношение к общественной жизни. Агитационная литература отражает, как правило, типичные, политически значимые и несущие большой эмоциональный заряд факты и события текущей общественной жизни, давая им главным образом эмоциональную морально-политическую оценку с позиций классового идеала; она формирует обобщенный, классово-оценочный, эмоционально окрашенный образ социальных явлений, опираясь на непосредственный опыт масс. См. также Публицистика.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Коммунисты и Карл Гейнцен, Сочинения, 2 изд., т. 4, с. 268—85; Энгельс Ф., Предисловие к первому немецкому изданию "Развития социализма от утопии к науке", там же, т. 19, с. 321—23; Ленин В. И., Что делать?, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 6; его же. Попятное направление в русской социал-демократии, там же, т. 4; его же, Партийная организация и партийная литература, там же, т. 12; Литературное наследие Г. В. Плеханова, сб. 8, М., 1940.
Л. Н. Кастрюлина. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:27:12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|