Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Массовая коммуникация

Массовая коммуникация (далее М) (англ. mass communication), систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

  Материальной предпосылкой возникновения М в 1-й половине 20 века стало создание технических устройств, позволивших осуществить быструю передачу и массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации. Собирательно комплексы этих устройств, обслуживаемых работниками высокой профессиональной специализации, принято называть "средствами массовой информации и пропаганды" или "средствами М".

  М представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений. Такими каналами являются: печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты); радио и телевидение - сеть широковещательных станций и аудиторий, имеющих радио- и телеприемные устройства; кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью проекционных установок; звукозапись (система производства и распространения грампластинок, роликов или кассет); видеозапись.

  Эффективность М определяется не только целями и задачами воздействия на читателей, слушателей, зрителей передаваемых сообщений, но и соответствием их содержания и формы постоянным и текущим информационным нуждам людей.

  Будучи мощным орудием идейно-политической борьбы, социального управления, регулирования отношений социальных групп и распространения культуры, М стала важным элементом общественных отношений, оказывающих существенное влияние на ее содержание и формы, на своеобразие идеологической, политической и иной пропаганды, на передачу распоряжений власти, просвещение различного вида и назначения, коммерческую рекламу и развлечения, осуществляемые с помощью средств М

  В условиях капитализма цели М, выступающей в качестве орудия господствующего класса, определяются задачами апологетики строя социальной несправедливости, извращения сознания личности с помощью манипуляторских приемов и "массовой культуры". В социалистическом обществе М призвана укреплять идейное и морально-политическое единство общества, бороться с буржуазной идеологией и пропагандой, служить воспитанию гармонически развитой личности.

  Социология и психология М, возникшие в 20-х годах 20 века, изучают структуру, закономерности и эффективность деятельности систем М, функционирование отдельных ее элементов. Теория и методология исследования М в марксистской и буржуазной социологии определяются качественным различием их целей и задач.

  Лит.: Фрид Н., Эстерлинг К., Размышления о пропаганде, "Проблемы мира и социализма", 1963, № 4; Вооглайд Ю., Как складывается идеологическое воздействие, "Коммунист Эстонии", 1967, № 8; Социология и идеологическая деятельность. Сборник, М., 1967; Алексеев А. Н., О массовой коммуникации и ее социальных средствах, в сборнике: Журналист, пресса, читатель, Л., 1969; Проблемы социальной психологии и пропаганда. Сборник, М., 1971; Шерковин Ю. А., Психологические проблемы массовых информационных процессов, М., 1973 ; Райли-младший Дж. и Райли М., М и социальная система, в сборнике: Социология сегодня. Проблемы и перспективы, перевод с английского, М., 1965; Waples D., Berelson ., Bradshaw ., What reading does to people, Chi., 1940; Merton R. ., Mass persuasion, . . - L., 1946; The process and effects of mass communication, ed. . Schramm, Urbana, 1955; People, society and mass communications, ed. L. A. Dexter, D. M. White, L., 1964.

  Ю. А. Шерковин.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 17:41:02