Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Масла нефтяные

Масла нефтяные (далее М), смеси высокомолекулярных углеводородов, получаемые из нефти и применяемые в основном в качестве смазочных материалов. М используются также как гидравлические и смазочно-охлаждающие жидкости, электроизоляционные среды, поверхностно-активные вещества, мягчители, компоненты пластичных смазок, лекарственных препаратов и др. Существует две основные системы классификации М: по способу их производства и по областям применения. По способу производства М делят на дистиллятные, получаемые вакуумной перегонкой мазутов; остаточные, получаемые из деасфальтизированных масляных гудронов, и компаундированные - подобранные по вязкости и другим показателям смеси дистиллятных и остаточных масел.

  Современные процессы производства (включающие вакуумную перегонку, деасфальтизацию, селективную очистку, депарафинизацию, контактную или гидродоочистку) обеспечивают достаточно полное извлечение масляных фракций из нефти, необходимую их очистку и требуемые физико- свойства; при этом качество масел зависит от состава и свойств исходной нефти. Перспективные, каталитические процессы получения масел (гидрокрекинг, гидроизомеризация, алкилирование, полимеризация и другие) позволяют получать масла заданных состава и свойств, с более высоким выходом из перерабатываемого сырья. Для производства М в СССР используются в основном сернистые нефти Урало-Волжского района (ромашкинская, мухановская, туймазинская и другие) и нефти Западной Сибири (усть-балыкская, самотлорская и другие). Эти нефти по своему составу и свойствам (см. Нефть) обеспечивают получение масел с высокими эксплуатационными качествами. Перспективной для производства масел является также мангышлакская нефть.

  По областям применения М разделяются на моторные масла, реактивные масла, трансмиссионные масла, индустриальные масла, цилиндровые масла (для паровых машин), электроизоляционные масла, технологические масла и так называемые белые масла, используемые в медицине и парфюмерии. Первые 5 из перечисленных групп относятся к смазочным маслам, остальные - к несмазочным маслам.

  Для каждого вида масел разработан и строго нормируется стандартами перечень физико- свойств, зависящий от условий использования. Существует, однако, ряд характеристик, относящихся практически ко всем М Это прежде всего вязкость (или внутреннее трение), измеряемая обычно при температурах 50 и 100 °С. Диапазон колебания вязкостей товарных масел очень велик - от 2,0 - 2,5 сст (1 сст = 10-6 м2/сек) при 100 °С у легких индустриальных масел до 60 - 70 сст у тяжелых цилиндровых. Для масел, используемых в арктических условиях ("северные масла"), вязкость определяется также и при отрицательных температурах, -40 °С и ниже; важным показателем для них является так называемый индекс вязкости, характеризующий температурную зависимость вязкости. Температура застывания М может быть от 17 °С у тяжелых цилиндровых до минус 45-60 °С у некоторых моторных и индустриальных. Эту характеристику следует учитывать при выборе условий транспортировки, хранения и использования смазочных продуктов. Допустимый высокотемпературный предел использования М косвенно характеризуется температурой вспышки. Важный показатель для М - фракционный состав, однако для подавляющего большинства М, в том числе моторных, он техническими стандартами не нормируется. Основным показателем электроизоляционных масел являются высокие диэлектрические свойства, характеризуемые прежде всего тангенсом угла диэлектрических потерь.

  Большинство М должно обладать также малой зольностью, высокой стойкостью к окислению. Эти показатели связаны с противоизносными, антинагарными и коррозионными свойствами масел.

  Для использования в современных двигателях и машинах с высокими скоростями, нагрузками и температурами М необходимо легировать различными добавками, присадками, улучшающими эксплуатационные качества масел (понижающими температуру застывания, повышающими противоизносные и диспергирующие свойства и так далее). Практически все товарные масла содержат присадки или их композиции в количестве от 0,5-1,0 до 25 % и более.

  В ряде случаев вместо М используются синтетические масла, имеющие более высокие технические характеристики.

 

 Лит.: Черножуков Н. И., Технология переработки нефти и газа, ч. 3, М., 1967; Товарные нефтепродукты, их свойства и применение, М., 1971; Черножуков Н. И., Крейн С. Э., Лосиков Б. В., минеральных масел, 2 изд., М., 1959; Кулиев А. М., Кулиев Р. Ш., Алиев М. И., Технология получения и исследования масел из бакинских нефтей, Баку, 1958; Лосиков Б. В., Пучков Н. Г., Энглин Б. А., Основы применения нефтепродуктов, 2 изд., М., 1959; Моторные и реактивные масла и жидкости, под редакцией К. К. Папок и Е. Г. Семенидо, 4 изд., ГМ., 1964).

  Н. Г. Пучков.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 15:56:38