Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Марсово поле (площадь в Ленинграде)

Марсово поле (далее М), площадь в Ленинграде, важное звено в планировочной системе центра города. В ансамбль М (площадь в Ленинграде) входят: Мраморный дворец (ныне Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина; 1768—1785, архитектор А. Ринальди) и Павловские казармы (ныне здание "Ленэнерго"; 1817—1820, архитектор В. П. Стасов), а также примыкающие к М (площадь в Ленинграде) Инженерный замок, Летний сад и Михайловский сад. В начале 18 века на месте М (площадь в Ленинграде) был "Большой луг", предназначенный для празднеств. Во 2-й половине 18 века площадь названа "Царицынским лугом", а с 1818 она получила наименование М (площадь в Ленинграде) (по аналогии с М (площадь в Ленинграде) в античном Риме), так как на нем проводились военные парады и были сооружены памятники полководцам П. А. Румянцеву (так называемый Румянцевский обелиск; мрамор, гранит, 1798—1799, архитектор В. Ф. Бренна, с 1818 на Васильевском острове) и А. В. Суворову (бронза, гранит, 1799—1801, скульптор М. И. Козловский). 23 марта (5 апреля) 1917 в центре М (площадь в Ленинграде) в братской могиле было погребено 180 человек, погибших в вооруженной борьбе против самодержавия в дни Февральской революции 1917. На М (площадь в Ленинграде) 18 апреля (1 мая) 1917 выступал В. И. Ленин. В июне 1917 М (площадь в Ленинграде) стало центром крупной демонстрации рабочих и солдат против антинародной политики Временного правительства (см. Июньский кризис 1917). В 1918 на М (площадь в Ленинграде) были погребены В. Володарский, М. С. Урицкий; петроградские рабочие, павшие во время Ярославского мятежа 1918; в 1919— участники героической обороны Петрограда от войск генерала Н. Н. Юденича и других. В 1917—1919 в центре М (площадь в Ленинграде) установлен памятник "Борцам революции" (гранит, Л. В. Руднев, автор надписей А. В. Луначарский), в 1920—1923 на всей его территории разбит партерный сад (И. А. Фомин); в 1957 зажжен вечный огонь. Современный мемориальный комплекс, отличающийся выразительным лаконизмом форм, органически вошел в исторически сложившийся ансамбль классицистической архитектуры.

  Лит.: Смирнов Н. И., М, Л. — М., 1947; Слобожан И. И., М, Л., 1963.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 09:37:49