Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Манн Томас

Манн (далее М) (Mann) Томас (6.6. 1875, Любек, — 12.8.1955, Цюрих), немецкий писатель. Брат Г. Ма. Родился в старинной бюргерской семье. Известность принес М. уже первый роман "Будденброки" (т. 1—2, 1901) — обширное повествование о судьбе четырех поколений любекского патрицианского рода. Подзаголовок романа — "Упадок одной семьи" — осмысляется как проявление неких общих биологически-метафизических закономерностей, но получает и социальную характеристику: несовместимость духовно утонченных людей с грубой, агрессивной действительностью вступавшей в эпоху империализма. В более широком плане "Будденброки" говорят об общем закате буржуазного общества, пронизаны чувством исчерпанности прежних форм жизни. В "Будденброках" ярко проявилось своеобразие М.-художника: неторопливость и детализованность описаний, сочетание остро аналитического и иронического начала с эмоциональной теплотой. В романе заметно влияние немецких реалистов 19 века, скандинавских и французских писателей, а также значительное воздействие русской литературы (прежде всего Л. Н. Толстого). К лучшим произведениям М. относятся новеллы ("Тристан", 1903, "Тонио Крегер", 1903, и другие), в которых с большой психологической глубиной нарисованы взаимоотношения людей искусства с миром буржуазной практики, в них сочетается ирония с проникновенной лиричностью. В 1924 вышел роман М. "Волшебная гора", в нем дана картина идейной жизни буржуазного общества в канун 1-й мировой войны 1914—18. Действие развертывается в высокогорном швейцарском санатории, куда на 7 лет попадает молодой инженер Ганс Касторп. Соприкасаясь с обитателями санатория, воплощающими разные стороны современного буржуазного сознания, Ганс Касторп проходит ряд этапов внутреннего развития, приближаясь к углубленному гуманистическому постижению мира. В этом смысле "Волшебная гора" продолжает традиции немецкого воспитательного романа, являясь также одним из важнейших философских романов 20 века. Замедленное повествование проникнуто внутренним напряжением, в структуре фразы отражается самый процесс постижения действительности — поиски наиболее точного, исчерпывающего слова. Для романа характерна "симфоничность" — своеобразный ритм ведения и смены тем, возвращения к множеству намеченных мотивов. Роман завоевал мировое признание. В 1929 М. была присуждена Нобелевская премия.

  Во 2-й половине 20-х годов М. активно выступает как критик и публицист. Преодолев консервативные взгляды, выраженные в книге "Размышления аполитичного" (1918), он борется против возрастающей опасности гитлеризма (статьи "Немецкая речь. Обращение к разуму", 1930, и другие). Антифашистскими идеями проникнута новелла "Марио и волшебник" (1930), а также историческая тетралогия на библейскую тему — "Иосиф и его братья" (1933—43, русский перевод, т. 1—2, 1968). Гуманизируя миф и показывая его конкретные социально-исторические истоки, М. выступил здесь против характерных для фашизма попыток возвеличить миф и вообще интуитивный иррационализм за счет рационального человеческого мышления.

  Переход к широкому изображению исторической и современной действительности и выдвижение масштабных, репрезентативных героев позволили М. более непосредственно и полно выразить существенную проблематику эпохи.

  С 1933, после прихода к власти нацистов, М. жил в эмиграции в Швейцарии, с 1938 в США. Гуманистические заветы классической немецкой литературы, противопоставленные фашистскому варварству, утверждаются в романе об И. В. Гете "Лотта в Веймаре" (1939) — итоге многолетних раздумий М. над творчеством Гете. В романе глубоко трактуется соотношение между искусством и действительностью, между гениальным художником и окружающей его средой.

  В 1943 М. начал работу над романом "Доктор Фаустус" (1947) — самым значительным произведением последнего периода. Это роман о духовных истоках всего отсталого и реакционного, что привело к возникновению германского фашизма, — вообще о глубоком кризисе капиталистического мира и его культуры. В романе ощущается сильное влияние Ф. М. Достоевского. Последние годы жизни М. провел в Швейцарии, в Цюрихе. В 1955, во время шиллеровских юбилейных торжеств, М. выступал с речами в ГДР и ФРГ. 80-летие писателя в июне 1955 отмечалось во всем мире.

  Художественное наследие М. остается в центре мировой литературной жизни. Он классик романа 20 века, сумевший раздвинуть рамки жанра и насытить его новым социально-философским содержанием. Используя традиционные формы романа, М. углублял и преображал их. М. придал повествованию особую гармоническую многослойность, синтезируя авторскую речь и речь персонажей, современность и прошлое, различные пласты действительности, различные формы ее восприятия, наконец, конкретность изображения и философскую глубину проблематики. В России М. становится широко известен с 1910, когда на русском языке начали издавать его первое собрание сочинений.

  Соч.: Gesammelte Werke (in Einzelausgaben), Bd 1—14, . — ., 1922—37; Stockholmer Gesamtausgabe der Werke, Bd 1—15, Stockh. — Arnst. — . — ./M., 1938—58; Gesammelte Werke, Bd 1—12, В., 1955; Briefe, 1889—1936, ./M., 1961; Briefe, 1937—1947, R.-Weimar, 1965; Briefe, 1948—1955, ./M., 1965; Autobiographisches. — Das letzte Jahr. Bericht uber meinen Vater. Von Erika Mann, ./M., 1968; в русском переводе — Собрание сочинений, вступительная статья Б. Л. Сучкова, т. 1—10, М., 1959—61.

  Лит.: Адмони В. Г., Сильман Т. И., Томас М. Очерк творчества, Л., 1960; Днепров В., Черты романа XX века, М. — Л., 1965; Вильмонт Н., Великие спутники, М., 1966; Сучков Б., Лики времени, М., 1969; Русакова А. В., Томас М в поисках нового гуманизма, Л., 1969; Апт С., Томас М, М., 1972; Языковый стиль Томаса Ма, Сборник, под редакцией Т. И. Сильман. ч. 1—2, Л., 1973; Мотылева Т., Достояние современного реализма, М., 1973; Томас М. Библиографический указатель, М., 1956; Havenstein М., Thomas Mann, der Dichterund Schriftsteller, ., 1927; Lukacs G., Thomas Mann, ., 1949; Mann E., Das letzte Jahr, ./M., 1956; Diersen ., Untersuchungen zu Thomas Mann, (3 Aufl.), ., 1960; Hilscher E., . Mann, Leben und Werk, ., 1965; Das . Mann-Buch, ./M. — Hamb.,1965; ürgin . und Mayer . ., . Mann. Eine Chronik seines Lebens, ./M., 1965; Berendsohn . A., Thomas Mann — ünstler und ämpfer in bewegter Zeit, Lübeck, 1965; Hermsdorf ., Thomas Manns Schelme, ., (1968); Matter ., Literatur über Thomas Mann, . — Weimar, 1972.

  Т. И. Сильман, В. Г. Адмони.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 08:08:27