|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Мальро Андре | Мальро (далее М) (Malraux) Андре (родился 3.11.1901, Париж), французский писатель и политический деятель. Сын директора парижского агентства американского банка. Учился в Национальном училище живых восточных языков в Париже. Первые пробы пера ("Бумажные луны", 1921, и другие) принесли М. успех в авангардистских кружках (см. Авангардизм). Поездки в 1923-27 в Юго-Восточную Азию, где он сблизился с китайскими революционерами, дали М. пищу для размышлений о кризисности западной цивилизации в 20 веке (эссе "Искушение Запада", 1926; "К европейской молодежи", 1927) и материал для первых романов ("Завоеватели", 1928; "Королевская дорога", 1930; "Условия человеческого существования", 1933). Деятельный участник международного движения 30-х годов в защиту культуры против фашизма, М., однако, не разделял ни философии марксизма, ни идеологии коммунистов, с которыми сотрудничал; в 1935 он посвятил повесть "Годы презрения" (русский перевод 1935) мужеству узников гитлеровских тюрем. Во время национально-революционной войны (1936-39) в Испании (первый ее год запечатлен в лирическом репортаже М. "Надежда", 1937, русский перевод 1939) командовал эскадрильей иностранных летчиков-добровольцев, сражавшихся на стороне республики. После поражения во 2-й мировой войне в 1940 попал в плен, бежал, в 1943 включился в Движение Сопротивления, возглавлял партизанское соединение, вскоре преобразованное в армейскую бригаду.
Наметившийся к концу 30-х годов и окольно сказавшийся уже в романе-эссе "Орешники Альтенбурга" (1943) отход М. от революционного гуманизма завершился в 1948 речью "Призыв к интеллигентам" - одним из манифестов "холодной войны" в культуре. М., входивший уже в первое правительство Ш. де Голля (1944-46), руководил пропагандистскими службами голлистской партии, а в 1959-69 занимал пост министра культуры как писатель он больше не выступает, но печатает многочисленные труды по философии искусства ("Голоса молчания", 1953, и другие), а также воспоминания ("Антимемуары", 1967; "Дубы из тех, что срубают...", 1971).
Во многом отправляясь от Б. Паскаля, Ф. Ницше, О. Шпенглера, М. в свою очередь многое предвосхитил в поисках французских экзистенциалистов - Ж. П. Сартра, А. Камю. Герои М. пробуют обрести смысл жизни сначала в одиноком авантюристическом испытании себя, затем - в революционном братстве с угнетенными и восстающими против своей судьбы, но в конце концов отрекаются от попыток переделать общество и уповают на искусство, истолкованное поздним М. как возмещение утраченной веры в божественное. Несмотря на срывы идейного становления и печать трагической метафизики, лежащую на всех его книгах, такие достижения М., как "Условия человеческого существования" и "Надежда", сделали его одним из признанных мастеров французской литературы 20 века.
Лит.: Шкунаева И. Д., Современная французская литература, М., 1961; Андреев Л., Снова "чистое искусство", в сборнике: О современной буржуазной эстетике, М., 1963; Бломквист Е. Б., Теория стиля А. М, "Вестник МГУ. Серия философии", 1971, № 1; Вeликовский С., На перекрестках истории..., "Вопросы литературы", 1973, № 3; Mounier E., L`espoir des désespérés, (.), 1953; Picon G., Malraux par lui-meme, (., 1959); Hoffmann J., L`humanisme de Malraux, ., 1963; Goidmann L., Pour line sociologie du roman, ., 1964; Carduner J., création romanesque chez Malraux, ., 1968; Les critiques de notre temps et Malraux, ., 1970.
С. И. Великовский. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.11.2024 19:56:26
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|