Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Бог

Бог (далее Б) фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающий как предмет религиозного поклонения и веры (см. Религия). Представление о Б как о личном и сверхприродном является определяющим признаком теизма. В противоположность этому в пантеизме Б выступает как безличная сила, присущая природе, а подчас и тождественная ей. В дуалистической древнеиранской религии маздеизма образу светлого Б — Ахура-мазды — противостоит фигура темного и злого божества — Анхра-Майнью. В религиях Древнего Китая, Кореи, Японии, Индии, Древнего Востока и других политеистических религиях (см. Политеизм) фигурирует сонм богов, один из которых обычно выступает как главный, наиболее могущественный, например Мардук у древних вавилонян, Зевс у древних греков, Перун у древних славян и др. В индуизме и некоторых других религиях нет такого ярко выраженного возвышения одного Б над другими; наряду с "великими" богами здесь нередко почитаются и второстепенные, низшие боги, неотличимые от местных духов, гениев, демонов. В монотеистических религиях (см. Монотеизм) вера в единого и всемогущего Ба — главный религиозный догмат. При этом в христианстве, в отличие от иудаизма и ислама, единый Б имеет три лица (ипостаси): Б-отец, Б-сын и Б-дух святой ("Святая Троица").

  Образы богов прошли длительный путь развития, отражая историческую эволюцию почитающих их народов. В ранних формах религии еще нет веры в богов, а есть поклонение неодушевленным предметам (см. Фетишизм), вера в духов, демонов (см. Анимизм) и другие фантастические образы. Некоторые черты этих мифологических персонажей в дальнейшем вплетаются в образы богов или одного Б С разложением первобытнообщинного строя, с развитием племенных объединений возникает образ племенного Б Это прежде всего бог-воитель, предводитель своего племени в борьбе с другими племенами и их богами, например Ашшур у ассирийцев, Яхве у древнееврейского племени Левия (или, как считают многие, Иуды). У многих оседлых народов при образовании городов-государств эти боги превращались в богов-покровителей города: бог Ниппура — Энлиль, Вавилона — Мардук и др. у древних шумерийцев и вавилонян; бог нома Эдфу — Гор, Мемфиса — Пта, Фив — Амон и др. у египтян; бог Афин — Афина Паллада, Эпидавра — Асклепий и др. у греков. С объединением нескольких племен или городов вокруг наиболее сильного племени или города-государства Б последнего становился общегосударственным, или национальным, Б, возвышаясь над другими племенными богами. Так, Мардук стал государственным Б Вавилонии, в Египте место главного Б попеременно занимали Гор, Пта, Амон, Ра. Би покоренных племен и городов занимали подчиненное место в политеистическом пантеоне.

  У древних евреев Яхве, первоначально племенной и местный Б, превратился с объединением древнееврейских племен и созданием Иудейского государства в общееврейским Б, а позже — в единого Б-творца и вседержителя. Образ христианского Б сложился в первые века н. э. Основу его составил еврейский Яхве (бог-отец), но с ним слились образ страдающего Б-спасителя восточных религий (бог-сын — Иисус Христос) и отвлеченный мировой разум (логос) гностиков (бог-дух святой). У арабов в начале 7 в. сложилась монотеистическая религия ислам; в образе мусульманского бога — Аллаха, сложившегося, в частности, под влиянием еврейского Яхве, трансформировались черты древних арабских племенных богов. Религия раннего буддизма отрицала культ богов, однако в дальнейшем сам Будда стал Б, а наряду с ним буддизм включил в себя и многих других богов.

  С завершением исторического процесса формирования основных монотеистических религий возникает религиозно-философское учение о Б (см. Теология). Б стал теперь не только основным предметом веры и культа, но и понятием идеалистической философии. Выдвигались специальные доказательства бытия Б: космологическое (раз существует следствие — мир, космос, должно быть и движущее его начало, конечная основа всех вещей; Аристотель, затем Лейбниц, Вольф и др.); телеологическое (целесообразность в природе как свидетельство бытия ее разумного устроителя; Сократ, Платон, стоики, Цицерон и др.); онтологическое (само представление о Б как совершенном существе предполагает его существование; Августин и Ансельм Кентерберийский). С опровержением этих трех основных доказательств выступил Кант, утверждавший невозможность какого-либо теоретического обоснования бытия Б, но выдвинувший новое, нравственное обоснование, рассматривая Б как необходимый постулат практического разума.

  В современной буржуазной философии обращение к идее Б происходит либо на почве послекантовского иррационализма, либо на основе реставрации архаических философских систем прошлого — древнеиндийской или средневековой метафизики (неотомизм, теософия и др.), причем обе тенденции нередко перекрещиваются.

  Представления о богах в их различной форме неоднократно подвергались критике атеистами и просветителями древности и нового времени, в особенности — французскими материалистами 18 в. и Фейербахом (см. Атеизм). Марксизм, показав социальную обусловленность образования ложных форм сознания, связывает исчезновение различных иррациональных представлений, в том числе представлений о Б, с устранением социальных антагонизмов и построением бесклассового коммунистического общества.

  Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1: Ленин В. И., Социализм и религия, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12; Токарев С. А., Религия в истории народов мира, 2 изд., М., 1965; Schmidt ., Der Ursprung der Gottesidee, Bd 1—12, Münster, 1912—55; Jacobi Н., Die Entwicklung der Gottesidee bei den Indern und deren Beweise für das Dasein Gottes, Bonn— Lpz., 1923; öderblom ., Das Werden des Gottesglaubens, 2 Aufl., Lpz., 1926; Bertholet A., Götterspaltung und Göttervereinigung, Tübingen, 1933; Dumézil G., Les dieux des indo-européens, ., 1952; Glasenapp Н. von, Buddhismus und Gottesidee, Mainz, 1954; Schulz ., Der Gott der neuzeitlichen Metaphysik, ., 1957; Die Religion in Geschichte und Gegenwart, 3 Aufl., Bd 2, Tübingen, 1958, . 1701 — 1809. См. также лит. при ст. Атеизм.

  С. А. Токарев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 14:23:28