Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Мадригал

Мадригал (далее М) (франц. madrigal, итал. madrigale, от позднелат. matricale (от лат. mater — мать) — песня на родном (материнском) языке (в отличие от лат. песнопений)), светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. Истоки М восходят к народной поэзии, к старинной итальянской пастушеской песне. В 14 веке появился в итальянской профессиональной поэзии как вид песенной лирики идиллического содержания (см. Идиллия) и сразу же привлек внимание композиторов. С 14 по 16 век поэтические М создавались, как правило, для музыкального воплощения. Ранние музыкально-поэтические М — 2—3-голосные вокально-инструментальные произведения в куплетной форме с рефреном на любовно-лирические, шуточно-бытовые, мифологические и другие темы (Дж. да Фиренцо, Ф. Ландино и другие). После долгого перерыва М возродился в 16 веке в виде 4—5-голосного сочинения без инструментального сопровождения, преимущественно лирического характера (А. Вилларт, К. Феста, Я. Аркадельт, Палестрина, О. Лассо) на тексты Петрарки, Боккаччо, Тассо, Гварини. М был популярен также в Англии (Т. Морли, Дж. Уилби) и (Х. Л. Хаслер, Г. Шюц). Для зрелых М (Л. Маренцио, К. Джезуальдо, К. Монтеверди, конец 16 века) характерны свобода выражения мыслей и чувств, насыщенность изобразительными приемами, смелые диссонансы, яркие ритмические и фактурные контрасты. В конце 16 — начале 17 веков М сближаются с концертными и драматическими жанрами, ложатся в основу мадригальной комедии.

  М более позднего времени не связан с музыкой; это небольшое стихотворение-комплимент (посвященное обычно женщине). М 18 — начало 19 веков — жанр салонной и альбомной поэзии; в России встречается у К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина. Классический образец М принадлежит М Ю. Лермонтову:

  "Душа телесна!" ты всех уверяешь смело;

  Я соглашусь, любовию дыша:

  Твое прекраснейшее тело

  Не что иное, как душа!

  Г. Н. Дубравская.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.04.2024 03:11:30