Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Космонавтика

Космонавтика (далее К) (от космос и греч. nautikе искусство мореплавания, кораблевождение), полеты в космическом пространстве; совокупность отраслей науки и техники, обеспечивающих освоение космоса и внеземных объектов для нужд человечества с использованием разного рода космических летательных аппаратов включает проблемы: теории космических полетов — расчеты траектории и др.; научно-технические — конструирование космических ракет, двигателей, бортовых систем управления, пусковых сооружении, автоматических станций и пилотируемых кораблей, научных приборов, наземных систем управления полетами, служб траекторных измерении, телеметрии, организация и снабжение орбитальных станции и прочие; медико-биологические — создание бортовых систем жизнеобеспечения, компенсация неблагоприятных явлении в человеческом организме, связанных с перегрузкой, невесомостью, радиацией и др.; юридическо-международно-правовое регулирование вопросов использования космического пространства и планет и т. п.

  Историческая справка. В своих мечтах, воплощенных в сказках, легендах, фантастических романах, человечество уже давно стремилось в космос, об этом свидетельствуют и многочисленные (как правило, неосуществимые) изобретения прошлого. Рассказы о полете в небо уже встречаются в ассиро-вавилонском эпосе, в древнекитайских и иранских легендах. В древнеиндийской поэме "Махабхарата" содержатся наставления для полета на Луну. Широко известен греческий миф о полете к Солнцу Икара на крыльях, скрепленных воском. Полет к Луне на крыльях описал Лукиан Самосатский (2 в. н. э.).

  Теоретическое обоснование возможности полетов в космическом пространстве впервые было дано русским ученым К Э. Циолковским в конце 19 в. В своем труде "Исследование мировых пространств реактивными приборами" (1903) и дальнейших работах Циолковский показал реальность технического осуществления космических полетов и дал принципиальное решение ряда основных проблем К Помимо трудов Циолковского, вопросам К были посвящены работы И. В. Мещерского (с 1897), Ю. В. Кондратюка (1919—29), Ф. А. Цандера (1924—32), Н. А. Рынина (1928—32) и др. русских ученых. За рубежом ранние труды по К были опубликованы Р. Эно-Пельтри ( 1913), Р. Годдардом (США, 1919), Г. Обертом ( 1923). В 20-х гг. 20 в. были основаны первые общества К: в СССР (1924), Австрии (1926), (1927), Великобритании и США (1930). Целью этих обществ была пропаганда идей К и содействие решению практических проблем в этой области. В СССР работы в области ракетной техники начаты в 1921; в это время была организована Газодинамическая лаборатория (ГДЛ). С 1928 под руководством Н. И. Тихомирова (основателя ГДЛ) проводились летные испытания ракет на бездымном шашечном порохе. С 1929 в ГДЛ В. П. Глушко начал разработку ракет с электрическими (ЭРД) и жидкостными (ЖРД) ракетными двигателями. Первые испытания ЭРД проведены в 1929, ЖРД — в 1931. В 1932 в Москве была создана производственная Группа изучения реактивного движения (ГИРД), осуществившая под руководством С. П. Королева в 1933 первые пуски советских жидкостных ракет конструкции М. К Тихонравова и Ф. А. Цандера. В конце 1933 на базе ГДЛ и ГИРД был основан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Эти три организации внесли основополагающий вклад в развитие советского ракетостроения. Выросшее из ГДЛ опытно-конструкторское бюро (ГДЛ — ОКБ) по разработке ЖРД совместно с др. ОКБ, институтами и заводами обеспечили дальнейшее развитие ракетной и космической техники в СССР.

  В США экспериментальные работы с ЖРД были начаты Р. Годдардом в 1921, а пуски жидкостных ракет производились с 1926. В стендовые испытания двигателей этого класса начаты Г. Обертом в 1929, а летные испытания жидкостных ракет — И. Винклером в 1931. Во время 2-й мировой войны 1939—1945 использовала жидкостные ракеты с дальностью полета 250—300 км (ракета -2 конструкции В. фон Брауна) Потенциальные возможности нового оружия побудили многие страны форсировать работы по ракетной технике после войны, в результате чего были созданы межконтинентальные и др. баллистические ракеты, снабженные ядерными боеголовками. Эти работы косвенным образом способствовали созданию необходимой технической базы К

  Космическая эра. Начало космической эры — 4 октября 1957, дата запуска в СССР первого искусственного спутника Земли (ИСЗ). Вторая важнейшая дата космической эры —12 апреля 1961 — день первого космического полета Ю. А. Гагарина, начало эпохи непосредственного проникновения человека в космос. Третье историческое событие К — первая лунная экспедиция 16—24 июля1969, выполненная Н. Армстронгом, Э. Олдрином и М. Коллинзом (США).

  Космические аппараты созданы и используются в ряде стран: в СССР с 1957, в США с 1958, во с 1965, в Японии и КНР с 1970, в Великобритании с 1971. О масштабах работ, ведущихся по К, можно судить по количеству, например, советских искусственных спутников Земли, Солнца, Луны и Марса, число которых на 1 июля 1973 составляло 742 при массе 2233 т, или 4388 т вместе с конечной ступенью ракет-носителей; 2-я космическая скорость сообщена 41 объекту массой 110 т, а вместе с конечной ступенью ракеты 167 т. Аналогичный масштаб приобрели работы по К в США. На 1 мая 1973 космические полеты совершили 25 советских космонавтов на 18 кораблях и орбитальной станции "Салют", 38 американских космонавтов на 27 орбитальных кораблях; число ИСЗ, выведенных на орбиты др. странами: 7 — 4 — Япония, 2 — КНР, 1 — Великобритания.

  Основоположником практической К является С. П. Королев. К 1957 под его руководством был создан ракетно-космический комплекс, позволивший запустить первый искусственный спутник Земли, а затем был осуществлен вывод на околоземные орбиты ряда автоматически управляемых космических аппаратов; к 1961 был отработан и запущен космический корабль "Восток", на котором совершил первый полет Ю. А. Гагарин. Королев руководил разработкой автоматических межпланетных станций для исследования Луны (вплоть до "Луны-9", совершившей первую мягкую посадку на Луну), первых экземпляров космических аппаратов "Зонд" и "Венера", космического корабля "Восход" (первый многоместный корабль, из которого совершен первый выход человека в космическое пространство) и т. д. Не ограничивая свою деятельность созданием ракет-носителей и космических аппаратов, Королев осуществлял общее техническое руководство работами по обеспечению первых космических программ. Важный вклад в развитие советской ракетно-космическое техники сделан также конструкторскими бюро, возглавляемыми М. К Янгелем, Г. Н. Бабакиным, А. М. Исаевым, С. А. Косбергом и др. Под руководством В. П. Глушко (основатель и руководитель ГДЛ — ОКБ) разработаны мощные ЖРД, установленные на всех советских ракетах-носителях, летавших в космос (1957—73).

  Современная теория космических полетов основана на небесной механике и теории управления движением летательных аппаратов. В отличие от классической небесной механики, новое направление называется астродинамикой. К потребовала разработки оптимальных траекторий космических летательных аппаратов (выбор времени старта и вида траектории, исходя из требования минимальных затрат топлива ракеты-носителя) с учетом эволюции этих траекторий под действием возмущающих сил (особенно гравитационных полей, эффекта аэродинамического торможения от взаимодействия космического аппарата с разреженными верхними слоями атмосферы для искусственных спутников планет и под действием солнечного давления для межпланетных перелетов). Требование оптимальности приводит иногда к достаточно сложным траекториям — с длительными перерывами в работе ракетных двигателей носителя (например, при старте к Луне, Марсу и Венере осуществляется вывод космического аппарата на траекторию ИСЗ и лишь затем к планете) и с использованием гравитационного поля небесных тел (например, при полете к Луне с целью изгиба траектории, необходимого для возвращения к Земле без запуска ракетного двигателя).

  Важный раздел астродинамики — теория коррекций траекторий полета. Отклонение фактической траектории от расчетной связано с двумя факторами: искажением траектории возмущающими силами, которые невозможно учесть заранее (например, торможение ИСЗ атмосферой, плотность ее изменяется нерегулярно), и неизбежными при технической реализации малыми ошибками в скорости и направлении полета космического аппарата в момент выключения двигателей носителя (эффект ошибок постепенно нарастает при межпланетных полетах). Коррекция заключается в кратковременном включении ракетного двигателя для исправления траектории. В теории коррекции рассматриваются вопросы оптимальности коррекционного маневра (наивыгоднейшее число, расположение точек коррекций на траектории и т. п.). Для выполнения коррекций и маневров необходимо знание фактической траектории полета космического аппарата. Если определение фактической орбиты производится на борту летящего аппарата, то оно является составной частью автономной навигации и состоит из измерения углов между звездами и планетами, расстояний до планет, времени захода и восхода Солнца и звезд относительно края планет и т. п. и обработки измеренных данных по методам небесной механики на бортовой вычислительной машине.

  Создание ракетно-космических комплексов — сложная научно-техническая проблема, Большие ракеты-носители достигают стартовой массы до 3000 т и имеют длину свыше 100 м. Для размещения в них необходимых запасов топлива (90% полной массы) конструкция ракет должна быть чрезвычайно легкой, что достигается рациональными конструктивными решениями и разумным снижением требований к запасам прочности и жесткости. В полете, по мере расходования топлива, опорожненные части баков становятся излишними, их дальнейший разгон требует неоправданного расхода топлива, и поэтому оказывается целесообразным создавать многоступенчатые конструкции носителей (обычно от 2 до 4 ступеней); ступени ракеты отбрасываются последовательно, по мере опорожнения баков, Современная ракета-носитель представляет собой сложный комплекс устройств, из которых наиболее важны двигательная установка и система управления. Обычно применяют жидкостные ракетные двигатели, реже на твердом топливе; двигатели, основанные на потреблении ядерной энергии, находятся (1973) еще в стадии экспериментальных исследований, однако, несомненно, что использование в будущих космических экспедициях ядерной энергетики вполне реально. Пилотируемые полеты к Марсу с высадкой человека на его поверхность и др. аналогичные космические программы требуют огромных энергетических затрат, которые возможно реализовать лишь при использовании ядерных источников энергии совместно с Мощность двигательных установок ракет-носителей измеряется десятками млн. квт. Разработка мощных и экономных ракетных ЖРД для носителей направлена на выбор энергетически оптимальных топлив и обеспечение достаточно полного сжигания их в камере сгорания при высоких давлениях и температурах. При этом приходится решать трудные задачи охлаждения работающего двигателя, создавать устойчивость процесса горения в нем топлива и многое др.

  Двигательные установки носителей, как правило, состоят из нескольких двигателей, синхронизация работы которых ведется системой управления. Системы управления движением обычно автономные, т. е. работающие без вмешательства наземных пунктов. Они состоят из гироскопических и др. датчиков первичной информации, измеряющих мгновенное угловое положение носителя и действующие на него ускорения. Вычислительная машина определяет по этой информации фактическую траекторию и ведет управление таким образом, чтобы к моменту выключения ракетных двигателей получить нужную комбинацию координат ракеты и ее вектора скорости. Управление угловым положением носителя усложняется малой жесткостью его конструкции и большой долей жидких масс в нем. Поэтому оно ведется с учетом изгибных колебаний корпуса и колебательного движения жидких масс в баках.

  Готовность ракеты-носителя к пуску проверяют на технической позиции космодрома в монтажно-испытательном корпусе, затем она транспортируется на стартовую площадку, где устанавливается на пусковую систему, проходит предстартовые испытания, заправку баков топливом и производится ее пуск. Окончанием выведения космического аппарата на орбиту считается превышение первой космической скорости (около 7,91 км/сек) для ИСЗ и достижение скорости порядка второй космической (11,19 км/сек) для аппаратов, летящих к Луне, Марсу или Венере (для полета к дальним планетам или Солнцу необходимо развить скорость, заметно превышающую вторую космическую). При этом ракета-носитель отделяется от космического летательного аппарата, продолжающего дальнейший орбитальный полет, происходящий главным образом по инерции, согласно законам небесной механики. Выводимые на орбиты космические летательные аппараты можно разбить на 2 группы: для полета вблизи Земли (ИСЗ) и в дальний космос, например к Луне или планетам. Эти аппараты могут содержать более или менее мощные ракетные ступени, если предполагается заметным образом изменять скорость полета — для торможения при подлете к планете назначения, если необходимо перейти на орбиту искусственного спутника планеты, для мягкой посадки на планету, лишенную атмосферы, для взлета с нее и для разгона космического аппарата до скорости, обеспечивающей возвращение к Земле. В будущем для разгона космического летательного аппарата от первой космической скорости до более высоких предполагается использование экономичных электрических ракетных двигателей. Недостатком их является малая тяга, в результате чего разгон от первой до второй космической скорости (или торможение от второй до первой) может длиться несколько месяцев. Для получения нужной тяги необходимы мощные источники электроэнергии, использующие ядерную энергию, что создает дополнительные трудности при создании космических аппаратов в связи с необходимостью защиты приборов, а на пилотируемых аппаратах и экипажа от вредных излучений.

  Космические аппараты должны обладать способностью к длительному самостоятельному функционированию в условиях космического пространства. Для этого необходимо иметь на них ряд систем: систему, поддерживающую заданный температурный режим; энергопитания, использующую для получения электрической энергии солнечное излучение (например, солнечные батареи), топливо (например, электрохимические генераторы тока) или ядерную энергию; систему связи с Землей и космическими летательными аппаратами, управления движением и др. Кроме того, на борту устанавливается весьма разнообразная научная аппаратура — от небольших приборов для изучения свойств космического пространства до крупных телескопов. Эти приборы и системы объединяются системой управления бортовым комплексом, согласовывающей их работу.

  Управление движением сводится к решению ряда задач: управлению ориентацией космического аппарата, управлению при коррекции и работе ракетных блоков при мягкой посадке и взлете, при сближении и др. взаимном маневрировании космических аппаратов. Особый случай управления — спуск на поверхность планеты, имеющей атмосферу. Различают спуск в атмосфере с использованием ее для торможения скорости полета — неуправляемый (баллистический) и управляемый. Последний характеризуется высокой точностью посадки в заданном районе и более низкими перегрузками при торможении в атмосфере. Для защиты спускаемого аппарата от тепла, выделяющегося при торможении в атмосфере, применяются теплозащитные покрытия.

  Для пилотируемого космического аппарата (космического корабля) возникает ряд дополнительных медико-биологических проблем. Космический корабль должен обеспечивать экипажу защиту от космической среды (вакуум, вредные излучения и т. п.) и иметь систему жизнеобеспечения. Эта система поддерживает нужный состав атмосферы внутри корабля, ее температуру, влажность и давление; при кратковременных полетах предусматриваются запасы пищи, воды и пр., при длительных — производство пищевых продуктов, регенерация воды и должны происходить на борту. Полет в космосе предъявляет повышенные требования к человеческому организму (влияние невесомости, перегрузок при взлете и посадке и др.), поэтому необходим медицинский отбор космонавтов. Вопрос о допустимости длительного пребывания человека в условиях невесомости еще не решен.

  При спуске на поверхность небесных тел должны решаться задачи установки научной аппаратуры, выполнения экспериментов стационарными и мобильными автоматами, а в дальнейшем — осуществление экспедиций и строительство временных или постоянных баз для поселения космонавтов.

  Обеспечение полета космического летательного аппарата требует, как правило, широкой сети наземных служб управления. По всей территории Земли расположены пункты космической связи, а там, где это невозможно, в океане, находятся оборудованные корабли (например, корабли "Юрий Гагарин" и "Космонавт Владимир Комаров"). При посадке космического летательного аппарата на Землю включается в работу служба спасения и эвакуации, в задачу которой входит отыскание спускаемого аппарата и его эвакуация, а при пилотируемых полетах и эвакуация экипажа, оказание ему в случае необходимости медицинской помощи, карантинные мероприятия (при возвращении экипажей с небесных тел) и т. п. Для упрощения поиска спускаемого аппарата он снабжается радиопередатчиком, по сигналам которого движутся суда, самолеты и вертолеты службы спасения и эвакуации. Управление полетом от старта до посадки требует привлечения большого числа различных служб. Организация взаимодействия бортовых систем управления и многочисленных наземных служб производится техническим руководством полета.

  Задачи освоения космического пространства для нужд человечества подразделяются на 2 группы: научные исследования и практическое использование. Помимо косвенного влияния космических исследований на практическую деятельность человечества через фундаментальные научные открытия, К делает возможным непосредственное использование космических аппаратов в народно-хозяйственной практике. ИСЗ, движущиеся по высоким орбитам и оборудованные ретрансляторами, принимают сигналы с наземного пункта и после соответствующего усиления этого сигнала возвращают его на Землю, где он принимается пунктом, удаленным от первого на тысячи км. Такие спутники связи ретранслируют телевизионные программы, а также осуществляют телефонную и телеграфную связь. В метеорологии ИСЗ применяются для получения карт распределения облачности, теплового излучения Земли, наблюдения за движением циклонов и т. п. Эта информация непрерывно передается в мировые метеорологические центры и используется при составлении прогнозов погоды. Для морской и авиационной навигационной службы применяются ИСЗ, орбиты которых определяются с высокой точностью; во время сеансов радиосвязи с кораблями и самолетами они передают им свои текущие координаты. Определяя положение относительно навигационного спутника, любой объект в состоянии установить свои координаты.

  Все возрастающую роль играют ИСЗ для разведки природных ресурсов Земли и непрерывного наблюдения за их состоянием. Фотосъемка поверхности Земли через разные светофильтры и др. методы исследования позволяют судить о распределении растительности, изменениях снежного покрова, разливе рек, состоянии посевов и лесов, следить за ходом полевых работ, оценивать ожидаемую урожайность, регистрировать лесные пожары и т. п. Со спутников можно вести океанологические и гидрологические исследования. Особую ценность представляет использование спутников в геодезии и топографии — для точной взаимной привязки далеко расположенных пунктов и быстрого обновления топографических карт путем фотосъемок из космоса, а также для составления опорных геодезических сетей путем наблюдения спутников (координаты которых для каждого мгновения известны) с разных пунктов, расположенных на Земле (см. Космическая геодезия). Специфические особенности космического полета (невесомость, вакуум и т. п.) могут быть использованы для некоторых особо тонких технологических процессов. В этом случае на ИСЗ будут располагаться соответствующие промышленные установки, а транспортные космические аппараты будут снабжать их сырьем и доставлять на Землю изготовляемую продукцию. Для решения задач, стоящих перед К в околоземном пространстве, требуется значительное число специализированных автоматических ИСЗ (астрономические, солнечные, геофизические, геодезические, метеорологические, связные и т. п.), а также необходимы пилотируемые долговременные многоцелевые орбитальные станции. Смена экипажа по мере надобности будет осуществляться транспортными космическими кораблями, регулярно связывающими орбитальную станцию с космодромами.

  Ближайшая цель К при изучении Луны и планет — получение новых научных данных. Планируется продолжение изучения Луны как автоматическими, так и пилотируемыми космическими летательными аппаратами, затем организация на ней научных баз. Полеты к Меркурию, Венере, Марсу и Юпитеру осуществляются автоматами, а в 80—90-е гг. 20 в. мыслятся пилотируемые полеты с высадкой человека на Марсе (длительность экспедиции около 3 лет). Изучение далеких планет, вылет за пределы Солнечной системы и полеты к Солнцу длительное время возможны только для автоматов и характеризуются очень большой продолжительностью, что требует нового шага в развитии технологии для создания аппаратуры исключительно высокой надежности. В будущем К откроет человечеству возможность освоения материальных и энергетических богатств Вселенной.

  По своей сущности К — область общечеловеческой деятельности, и, проводимая даже в национальных рамках, она затрагивает одновременно интересы многих стран (см. Космическое право). Об основных событиях космической эры см. таблицу.

Основные события космической эры4<

Дата запуска
Характеристика

4 октября 1957

Первый ИСЗ "Спутник" (СССР).

3 ноября 1957

Биологический ИСЗ "Спутник-2" с собакой Лайкой на борту (СССР).

1 февраля 1958

Первый американский ИСЗ серии "Эксплорер".

15 мая 1958

ИСЗ "Спутник-3" (геофизическая лаборатория) (СССР).

2 января 1959

Пролет Луны автоматической межпланетной станцией "Луна-1"; первый искусственный спутник Солнца (СССР).

3 марта 1959

Первый американский искусственный спутник Солнца "Пионер-4".

12 сентября 1959

Достижение поверхности Луны автоматической станцией "Луна-2" 14 сентября 1959 (СССР).

4 октября 1959

Облет Луны, фотографирование ее с обратной стороны автоматической межпланетной станцией "Луна-3" и передача изображения на Землю (СССР).

1 апреля 1960

Метеорологический ИСЗ серии "Тирос" (США).

13 апреля 1960

Навигационный ИСЗ серии "Транзит" (США).

12 февраля 1961

Пролет Венеры автоматической межпланетной станцией "Венера-1"; 19—20 мая 1961 (СССР).

12 апреля 1961

Первый полет вокруг Земли космонавта Ю. А. Гагарина на корабле-спутнике "Восток" (СССР).

5 мая 1961

Первый суборбитальный полет космонавта А. Шепарда на корабле "Меркурий" (США).

6 августа 1961

Суточный полет вокруг Земли космонавта Г. С. Титова на корабле-спутнике "Восток-2" (СССР).

20 февраля 1962

Первый орбитальный полет космонавта Дж. Глена на корабле "Меркурий" (США).

7 марта 1962

Первый ИСЗ для исследования Солнца серии (США).

16 марта 1962

Первый ИСЗ серии "Космос" (СССР).

23 апреля 1962

Фотографирование и достижение 26 апреля 1962 поверхности Луны первой автоматической станцией серии "Рейнжер" (США).

11 и 12 августа 1962

Первый групповой полет космонавтов А. Г. Николаева и П. Р. Поповича на кораблях спутниках "Восток-3" и "Восток-4" (СССР).

27 августа 1962

Пролет Венеры и ее исследование первой автоматической межпланетной станцией "Маринер" 14 декабря 1962 (США).

31 октября 1962

Геодезический ИСЗ "Анна-1В" (США).

1 ноября 1962

Пролет Марса автоматической межпланетной станцией "Марс-1" 19 июня 1963 (СССР).

16 июня 1963

Полет вокруг Земли первой женщины-космонавта В. В. Терешковой на корабле "Восток-6" (СССР).

1 ноября 1963

Первый маневрирующий автоматический ИСЗ серии "Полет" (СССР).

19 августа 1964

Ввод на стационарную орбиту связного ИСЗ "Синком-3" (США).

12 октября 1964

Полет вокруг Земли космонавтов В. М. Комарова, К П. Феоктистова и Б. Б. Егорова на трехместном корабле "Восход" (СССР).

28 ноября 1964

Пролет Марса 15 июля 1965 и его исследование автоматической межпланетной станцией "Маринер-4"  (США).

18 марта 1965

Выход космонавта А. А. Леонова из корабля-спутника "Восход-2", пилотируемого П. И. Беляевым, в открытый космос (СССР).

23 марта 1965

Первый маневр на орбите ИСЗ корабля "Джемини-3" с космонавтами В. Гриссом и Дж. Янгом (США).

23 апреля 1965

Первый автоматический связной ИСЗ на синхронной орбите серии "Молния-1" (СССР).

16 июля 1965

Первый автоматический тяжелый научно-исследовательский ИСЗ серии "Протон" (СССР).

18 июля 1965

Повторное фотографирование обратной стороны Луны и передача изображения на Землю автоматической межпланетной станцией "Зонд-3" (СССР).

16 ноября 1965

Достижение поверхности Венеры 1 марта 1966 автоматической станцией "Венера-3" (СССР).

26 ноября 1965

Первый французский ИСЗ "Астерикс-1".

4 и 15 декабря 1965

Групповой полет с тесным сближением кораблей-спутников "Джемини-7" и "Джемини-6", с космонавтами Ф. Борманом, Дж. Ловеллом и У. Ширрой, Т. Стаффордом (США).

31 января 1966

Первая мягкая посадка на Луну 3 февраля 1966 автоматической станции "Луна-9" и передача на Землю лунной фотопанорамы (СССР).

16 марта 1966

Ручная стыковка корабля спутника "Джемини-8", пилотируемого космонавтами Н. Армстронгом и Д. Скоттом, с ракетой "Аджена" (США).

31 марта 1966

Первый искусственный спутник Луны — автоматическая станция "Луна-10" (СССР).

30 мая 1966

Мягкая посадка на Луну первой автоматической станции серии "Сервейер" (США).

10 августа 1966

Вывод на орбиту искусственного спутника Луны первой автоматической станции серии "Лунар Орбитер".

27 января 1967

Во время испытаний космического корабля "Аполлон" на старте в кабине корабля возник пожар. Погибли космонавты В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи (США).

23 апреля 1967

Полет корабля-спутника "Союз-1" с космонавтом В. М. Комаровым. При спуске на Землю вследствие отказа парашютной системы космонавт погиб (СССР).

12 июня 1967

Спуск и проведение исследований в атмосфере Венеры 18 октября 1967 автоматической станцией "Венера-4" (СССР).

14 июня 1967

Пролет Венеры 19 октября 1967 и ее исследование автоматической станцией "Маринер-5" (США).

15 сентября,

10 ноября 1968

Облет Луны и возвращение на Землю кораблей "Зонд-5" и "Зонд-6" с использованием баллистического и управляемого спуска (СССР).

7 декабря 1968

Первый астрономический ИСЗ серии ОАО (США).

19 декабря 1968

Стационарный связной ИСЗ серии "Интелсат-3В" (США).

21 декабря 1968

Облет Луны с выходом 24 декабря 1968 на орбиту спутника Луны и возвращение на Землю корабля "Аполлон-8" с космонавтами Ф. Борманом, Дж. Ловеллом, У. Андерсом (США).

5, 10 января 1969

Продолжение непосредственного исследования атмосферы Венеры автоматическими станциями "Венера-5" (16 мая 1969) и "Венера-6" (17 мая 1969) (СССР).

14, 15 января 1969

Первая стыковка на орбите спутника Земли пилотируемых кораблей "Союз-4" и "Союз-5" с космонавтами В. А. Шаталовым и Б. В. Волыновым, А. С. Елисеевым, Е. В. Хруновым. Последние два космонавта вышли в космос и перешли в другой корабль (СССР).

24 февраля,

27 марта 1969

Продолжение исследования Марса при пролете его автоматическими станциями "Маринер-6" 31 июля 1969 и "Маринер-7" 5 августа 1969 (США).

18 мая 1969

Облет Луны кораблем "Аполлон-10" с космонавтами Т. Стаффордом, Дж. Янгом и Ю. Сернаном с выходом 21 мая 1969 на орбиту, маневрированием на ней и возвращением на Землю (США).

16 июля 1969

Первая посадка на Луну пилотируемого корабля  "Аполлон-11". Космонавты Н. Армстронг и Э. Олдрин пробыли на Луне в Море Спокойствия 21 ч 36 мин (20—21 июля 1969). М. Коллинз находился в командном отсеке корабля на орбите. Выполнив программу полета, космонавты вернулись на Землю (США).

8 августа 1969

Облет Луны и возвращение на Землю корабля "Зонд-7" с использованием управляемого спуска (СССР).

11, 12, 13 октября 1969

Групповой полет с маневрированием кораблей-спутников "Союз-6", "Союз-7" и "Союз-8" с космонавтами Г. С. Шониным, В. Н. Кубасовым; А. В. Филипченко, В. Н. Волковым, В. В. Горбатко; В. А. Шаталовым, А. С. Елисеевым (СССР).

14 октября 1969

Первый научно-исследовательский спутник серии "Интеркосмос" с научной аппаратурой социалистических стран (СССР).

14 ноября 1969

Посадка на Луну в Океане Бурь пилотируемого корабля  "Аполлон-12". Космонавты Ч. Конрад и А. Бин пробыли на Луне 31 ч 31 мин (19—20 ноября 1969). Р. Гордон находился на орбите (США).

11 февраля 1970

Первый Японский ИСЗ "Осуми".

11 апреля 1970

Облет Луны с возвращением на Землю корабля "Аполлон-13" с космонавтами Дж. Ловеллом, Дж. Суиджертом, Ф. Хейсом. Запланированный полет на луну отменен в связи с аварией на корабле (США).

24 апреля 1970

Первый китайский ИСЗ.

1 июня 1970

Полет длительностью 425 ч корабля спутника "Союз-9" с космонавтами А. Г. Николаевым и В. И. Севастьяновым (СССР).

17 августа 1970

Мягкая посадка на поверхность Венеры автоматической станции "Венера-7" с научной аппаратурой (СССР).

12 сентября 1970

Автоматическая станция "Луна-16"выполнила 20 сентября 1970 мягкую посадку на Луну в Море Изобилия, произвела бурение, забрала образцы лунной породы и доставила их на Землю (СССР).

20 октября 1970

Облет Луны с возвращением на Землю со стороны Северного полушария корабля "Зонд-8" (СССР).

10 ноября 1970

Автоматическая станция "Луна-17" доставила на Луну радиоуправляемый с Земли самодвижущийся аппарат "Луноход-1" с научной аппаратурой. В течение 11 лунных суток луноход прошел 10,5 км, исследуя район Моря Дождей (СССР).

31 января 1971

Посадка на Луну в Океане Бурь пилотируемого корабля  "Аполлон-12". Космонавты Ч. Конрад и А. Бин пробыли на Луне 31 ч 31 мин (19—20 ноября 1969). Р. Гордон находился на орбите (США).

19 апреля 1971

Первая долговременная пилотируемая орбитальная станция "Салют" (СССР).

19 мая 1971

Достижение впервые поверхности Марса спускаемым аппаратом автоматической станции "Марс-2" и выход ее на орбиту первого искусственного спутника Марса 27 ноября 1971 (СССР).

28 мая 1971

Первая мягкая посадка на поверхность Марса спускаемого аппарата автоматической станции "Марс-3" и выход ее на орбиту искусственного спутника Марса 2 декабря 1971 (СССР).

30 мая 1971

Первый искусственный спутник Марса — автоматическая станция "Маринер-9". На орбиту спутника выведена 13 ноября 1971 (США).

6 июня 1971

Полет длительностью 570 ч космонавтов Г. Т. Добровольского, В. Н. Волкова и В. И. Пацаева на корабле спутнике "Союз-11" и орбитальной станции "Салют". При спуске на Землю, вследствие разгерметизации кабины корабля, космонавты погибли (СССР).

26 июля 1971

Посадка на Луну корабля "Аполлон-15". Космонавты Д. Скотт и Дж. Ирвин пробыли на Луне 66 ч 55 мин (30 июля — 2 августа 1971). А. Уорден находился на орбите (США).

28 октября 1971

Первый английский ИСЗ "Просперо" выведенный на орбиту английской ракетой-носителем.

14 февраля 1972

Автоматическая станция "Луна-20" доставила на землю лунный грунт с участка материка, примыкающего к Морю Изобилия (СССР).

3 марта 1972

Пролет автоматической станцией "Пионер-10" пояса астероидов (июль 1972 — февраль 1973) и Юпитера (4 декабря 1973) с последующим выходом за пределы Солнечной системы (США).

27 марта 1972

Мягкая посадка на поверхность Венеры автоматической станции "Венера-8" 22 июля 1972. Изучение атмосферы и поверхности планеты (СССР).

16 апреля 1972

Посадка на Луну корабля "Аполлон-16". Космонавты Дж. Янг и Ч. Дьюк пробыли на Луне 71 ч 02 мин (21—24 апреля 1972). Т. Маттингли находился на орбите (США).

7 декабря 1972

Посадка на Луну корабля "Аполлон-17". Космонавты Ю. Сернан и Х. Шмитт пробыли на Луне 75 ч 00 мин (11—15 декабря 1972). Р. Эванс находился на орбите (США).

8 января 1973

Автоматическая станция "Луна-21" доставила 16 января 1973 на Луну "Луноход-2". В течение 5 лунных суток луноход прошел 37 км (СССР).

14 мая 1973

Долговременная пилотируемая орбитальная станция "Скайлэб". Космонавты Ч. Конрад, П. Вейц и Дж. Кервин с 25 мая  пробыли на станции 28 суток. 28 июля на станцию прибыл экипаж: А. Бин, О. Гэрриот, Дж. Лусма для двухмесячной работы (США).

 

  Лит. см. при ст. Космический летательный аппарат.

  В. П. Глушко, Б. В. Раушенбах.

Спускаемый аппарат автоматической межпланетной станции
Спускаемый аппарат автоматической межпланетной станции



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 10:44:12