Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Космическое право

Космическое право (далее К) международное, совокупность норм международного права, регулирующих отношения между различными государствами, а также государств с международными межправительственными организациями в связи с осуществлением космической деятельности и устанавливающих международно-правовой режим космического пространства, Луны и др. небесных тел. К как отрасль современного международного права начало складываться в 60-х гг. 20 в. в связи с осуществлением государствами космической деятельности, начало которой было положено запуском в СССР 4 октября 1957 первого в истории человечества искусственного спутника Земли. Термин "К" прочно утвердился в официальных советских дипломатических документах, в научной литературе большинства социалистических стран. В капиталистических государствах (США, Великобритании, Италии и др.) применяются термины "К" (Space Law, Law of Outer Space, droit de éspace extra-atmosphérique, Weltraurnrecht, diritto spaziale), а также "межпланетное право", "астронавтическое право" и др. Источниками К, как и др. отраслей современного международного права, являются международный договор и международный обычай. Важную роль в разработке норм К играет ООН, в рамках которой был выработан и принят ряд резолюций и проектов международных соглашений в этой области. В 1959 был образован специальный Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях, в котором имеются научно-технический и юридический подкомитеты, рабочие группы по навигационным спутникам, по изучению земных ресурсов с помощью спутников, по прямому вещанию с помощью спутников и др. Хотя К возникло сравнительно недавно, уже имеется целый ряд международных документов, содержащих нормы К Это прежде всего Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и др. небесные тела (Договор о космосе 1967); Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, принятая 13 декабря 1963 в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН; Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (Московский договор 1963); договоренность между СССР и США о неразмещении в космическом пространстве объектов с ядерным оружием и др. видами оружия массового уничтожения (подтверждена 17 октября 1963 резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН); Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, одобренное Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1967 (22 апреля 1968 в Москве, Лондоне и Вашингтоне Соглашение было открыто для подписания всеми государствами, вступило в силу 4 декабря 1968). Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1971 (открыта для подписания в Москве, Лондоне и Вашингтоне 29 марта 1972). Важное значение имеют решения Чрезвычайной административной конференции радиосвязи от 1963 и 1971 по вопросу выделения частот для космических радиослужб. Кроме того, имеется значительное число двусторонних и многосторонних международных соглашений по научно-техническому сотрудничеству в области исследования и использования космоса.

  Важное значение для дальнейшего развития международных К. и. имело Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях от 24 мая 1972. 15 ноября 1971 в Москве было подписано Соглашение о создании международной системы и организации космической связи "Интерспутник" (15 июля 1972 Соглашение вступило в силу). С 1964 функционирует система связи с помощью Спутников "Интелсат" (США).

  Основополагающие принципы международного К содержатся в Договоре о космосе 1967: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел; частичная демилитаризация космического пространства (запрещение размещать любые объекты с ядерным оружием или любыми др. видами оружия массового уничтожения) и полная демилитаризация небесных тел; запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел; распространение на деятельность по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел основных принципов международного права, включая Устав ООН; сохранение суверенных прав государств на запускаемые ими космические объекты; международная ответственность государств за национальную деятельность в космосе, в том числе и за ущерб, причиненный космическими объектами; предотвращение потенциально вредных последствий экспериментов в космическом пространстве и на небесных телах; оказание помощи экипажам космических кораблей в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки; содействие международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства и небесных тел.

  Значительный вклад в формирование и развитие К внес СССР; по его инициативе был заключен в 1967 Договор о космосе, а в 1968 — Соглашение о спасании космонавтов. В 1971 Советский Союз выступил с предложением разработать международный договор о Луне, а в 1972 — с предложением заключить Конвенцию о принципах использования государствами искусственных спутников Земли для непосредственного телевизионного вещания. В ООН были представлены соответствующие проекты соглашений. Советский Союз добивается запрещения использования космического пространства в военных целях, рассматривая такое запрещение как лучший способ обеспечения использования космического пространства исключительно в мирных целях. Советское правительство еще в 1958 выступило с предложением о запрещении использования космического пространства в военных целях и о международном сотрудничестве в области изучения космического пространства (это предложение вошло в качестве составной части в советский проект договора о всеобщем и полном разоружении).

  К развивается в 2 главных направлениях. С одной стороны, это процесс конкретизации и развития принципов договора 1967 (Соглашение 1968 о спасании и Конвенция 1972 о международной ответственности за ущерб — первые шаги в этом направлении). Совершенствование техники космических полетов выдвигает вопрос о целесообразности и возможности установления высотного предела распространения государственного суверенитета в надземном пространстве (т. е. определение понятия космического пространства), заслуживает внимания проблема разработки мер правового характера для предотвращения засорения и заражения космоса. Другое направление развития К непосредственно связано с использованием искусственных спутников Земли и орбитальных станций для связи, телевещания, метеорологии, навигации и изучения природных ресурсов Земли. Важное значение приобретает международно-правовое регулирование в области космической метеорологии в целях взаимного обмена метеоданными и координации метеорологической деятельности различных стран.

  К космическим проблемам, в том числе и к их международно-правовому аспекту, значительный интерес проявляют специализированные и др. учреждения ООН. Изучением проблем К занимается целый ряд неправительственных международных организаций: Межпарламентский Союз, Международный институт космического права, Ассоциация международного права, Институт международного права и др. Во многих государствах созданы научно-исследовательские центры по изучению проблем К (в СССР эти проблемы изучаются в различных научно-исследовательских учреждениях, созданы также Комиссия по правовым вопросам межпланетного пространства АН СССР и Комитет космического права Советской ассоциации международного права).

  Лит.: Космос и международное право. Сб. статей под ред. Е. А. Коровина. М., 1962; Жуков Г. П., К, М., 1966; Пирадов А. С., Космос и международное право, М., 1970.

  Г. П. Жуков.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 13:20:30