|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Корригирование зубчатых колес | Корригирование зубчатых колес (далее К) (от лат. corrigo — исправляю, улучшаю), прием улучшения формы зубьев эвольвентного зубчатого зацепления. При нарезании зубчатых колес исходный стандартный контур производящей рейки смещают в радиальном направлении так, что ее делительная прямая не касается делительной окружности колеса. При этом можно использовать нормальный реечный зуборезный инструмент (гребенку, червячную фрезу и т. п.) или долбяки. Обработку ведут на зубообрабатывающем станке методом обкатки (см. Зубонарезание), нарезая колеса с требуемым смещением исходного контура.
К появилось как средство устранения нежелательного подрезания ножки зуба у колес с малым числом зубьев из-за несовершенства инструмента. Современное К имеет более общее значение и практически выражается в преднамеренном смещении исходного контура, которое является одним из основных геометрических параметров зубчатых колес. Смещение от центра колеса может быть отрицательным или положительным (рис. 1). В случае положительного смещения для профиля зубьев используются участки эвольвенты с большими радиусами кривизны, что повышает контактную прочность зубьев, а также увеличивает их прочность на излом. К может быть использовано для повышения качества зацепления как двух колес, так и зацепления колеса с рейкой. Целесообразный выбор смещений может уменьшить скольжение зубьев друг по другу, снизить их износ, уменьшить опасность заедания и повысить кпд передачи.
К позволяет изменять межосевые расстояния в зубчатых передачах, что дает возможность решать ряд важных конструктивных задач. Например, в коробках скоростей, планетарных механизмах и др. можно разместить между двумя валами передачи, у которых одно и то же колесо входит в зацепление с колесами, имеющими разные числа зубьев, или при ремонте нестандартные зубчатые передачи можно заменять стандартными.
При расчете геометрии корригированных зацеплений пользуются коэффициентом смещения х, который равен смещению исходного контура, деленному на модуль зубчатого колеса. При назначении x1 для 1-го и х2 для 2-го колеса необходимо учитывать ограничивающие условия: отсутствие или ограничение подреза ножки зуба; отсутствие интерференции, т. е. взаимного пересечения профилей зубьев при относительном движении колес; получение достаточного коэффициента перекрытия, надежно обеспечивающего вхождение в зацепление последующей пары зубьев, пока предыдущая не вышла из зацепления; отсутствие заострения зубьев, т. е. получение достаточной толщины зубьев у вершины. В СССР разработан удобный способ учета этих условий т. н. блокирующими контурами — кривыми, построенными в координатах x1 и x2. Эти графики отражают указанные ограничения и образуют замкнутый контур, очерчивающий зону допустимых сочетаний x1 и x2 (рис. 2). Для каждого сочетания чисел зубьев колес (Z1 и Z2) строится свой блокирующий контур. Если к передаче не предъявляется особых требований, то x1 и x2 в зоне допускаемых значений выбирают по общим рекомендациям, учитывающим улучшение всех свойств зацепления (т. н. универсальные системы К). При наличии специальных требований к передаче (например, высокая прочность зубьев на излом и т. п.) x1 и x2 выбирают из условия наиболее полного удовлетворения этих требований (специальные системы К).
Н. Я. Ниберг.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 13:23:43
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|