|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Категории | Категории (далее К) (от греч. kategoría — высказывание, обвинение; признак) в философии, наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. К возникли и развиваются как результат обобщения исторического развития познания и общественной практики.
В ранних формах философских мышления К выступали в виде исходных принципов, "первоначал" мира: вода, воздух, земля, огонь, эфир и т.п. Когда возникло различение бытия и мышления, сознания и познания, К приобрели логический вид. Платон, например, признавал уже пять основных категорий: сущее, движение, покой, тождество и различие. Аристотель пишет специальный трактат "К", в котором К трактуются как отражение и наивысшее обобщение объективной реальности. Он выделил десять категорий: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Однако Аристотель не раскрыл диалектической взаимосвязи К Система К, созданная Аристотелем, была господствующей в течение нескольких веков.
В новое время мыслители выдвигали различные системы К, трактуя их или материалистически, или идеалистически. Так, И. Кант рассматривал К как априорные формы рассудка. Они — только формы, в которые как бы отливается многообразное содержание материала познания, доставляемого им извне чувствами. По Канту, К являются определениями не предметов самих по себе ("вещей в себе"), а познающего субъекта, структуры его мышления. Кант выделил такие категории: качество (реальность, отрицание, ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). Эта система охватывает наиболее важные К человеческого мышления и во многом сохраняет свое значение до настоящего времени.
Огромным прогрессом была система категорий Г. Гегеля, у которого философия есть не что иное, как диалектическая система К — в мышлении, природе, духе, истории. Чисто логические К таковы: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность, причем в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), понятие (субъект, объект, абсолютная идея). Гегель показал диалектику К, их взаимосвязь и взаимопереходы. Однако Гегель трактовал категории как порождение мыслящего мирового духа.
Некоторые современные буржуазные философы рассматривают К как особый, автономный мир идей, оторванный и от материального, объективного мира, и от субъективного мира человека. Субъективные идеалисты утверждают, что К не имеют объективного содержания. Так, например, представители экзистенциализма исходят из того, что любая категория, которой пользуется человек в своем мышлении, носит его своеобразную и глубоко личностную окраску. Для экзистенциализма крайне существенны интимно-личная сфера духовной жизни и формы ее выражения в понятиях, символах, полных психологизма. В отличие от экзистенциализма, стремящегося "очеловечить" понятия К, лишить их объективного содержания, придать им эмоционально-субъективный смысл, неопозитивизм пытается свести К философии к терминам формальной логики и понятиям специальных областей научного знания. Представители неотомизма вкладывают религиозный смысл в К, утверждая, что они существовали изначально в божественном разуме как прообразы реальных вещей, свойств и отношений.
Используя достижения мировой философской мысли, марксизм разработал К на диалектико-материалистической основе. К материалистической диалектики являются обобщением опыта познания и практики предшествующей истории человечества. Они включают в себя единичное, особенное, общее, часть, целое, форму, содержание, сущность, явление, закон, необходимость, случайность, возможность, действительность, качество, количество, меру и др. К, отражают весь мир (в той мере, в какой он познан), но не все в мире. Они отражают его лишь в плоскости всеобщих свойств, отношений и закономерностей развития. К являются основным интеллектуальным средством философского познания как бытия, так и результатов конкретно-научного и художественного его отражения. Понятия специальных областей знания вырастают на почве исследования, обобщения какой-то отдельной сферы бытия. Однако никакая система аналитических понятий не исчерпывает всего богатства интеллектуального опыта человечества, воплощенного в глобальных философских К
К являются узловыми пунктами познания, "ступеньками", моментами проникновения мышления в сущность вещей.
Характеризуя познавательное значение К, В. И. Ленин писал: "Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 85). Выражая как бы каркас мира, категориальная структура мышления сравнительно устойчива. Вместе с тем она изменчива, исторична. Особенно подвижным является содержание К В ходе истории изменялись роль и место отдельных К Материалистическая диалектика обогащается новыми К (например, структура, система и др.). Вместе с тем происходит углубление и обогащение уже имеющихся К
К являются идеальным аналогом материального мира, его общих свойств, связей и отношений. Отсюда вытекает их методологическая ценность и необходимость применения к исследованию явлений и природы, и общества, и мышления. К диалектики, в отличие от общих понятий конкретных областей знания, которые играют методологическую роль лишь в определенной сфере мышления, пронизывают собой всю ткань научного мышления. Отражая действительность, К являются вместе с тем необходимым интеллектуальным средством ее преобразования. Теоретическое воспроизведение действительности и ее мысленное творческое преобразование возможно лишь в системе категорий. К выступают в роли "мерки" умопостигаемого объекта, логического средства его понимания и фиксации. Они суть организующие принципы мышления, узловые пункты связи субъекта и объекта, как бы эталоны, с помощью которых осмысливается все богатство чувственной непосредственности.
К философии, постоянно аккумулируя в себе результаты развития отдельных специальных наук, способствуют выделению и синтезу мировоззренческих и общеметодологических моментов в содержании научной мысли. Именно К человеческого мышления — показатель уровня общеинтеллектуального развития человечества в данную историческую эпоху. И недаром Гегель называл философию эпохой, схваченной в мыслях. Благодаря К единичные предметы воспринимаются и осмысливаются как частные проявления общего, включенные в систему обобщенных отношений. Усвоение К в ходе индивидуального развития человека является необходимым условием формирования способности теоретического мышления.
К материалистической диалектики находятся в определенной связи между собой и представляют систему. О составе К этой системы и их иерархии ведутся дискуссии. Общепризнаны некоторые исходные принципы ее построения. Они заключаются в следующем. В объективной действительности все взаимосвязано и находится во всеобщем взаимодействии. Поэтому и отражающие мир К находятся в определенной взаимосвязи. Каждая из К отражает какую-либо сторону объективного мира, а все вместе они "... охватывают условно, приблизительно универсальную закономерность вечно двужущейся и развивающейся природы" (там же, с. 164). Каждая из К, отражая универсальную связь вещей, выражает тем самым нечто абсолютное. Поэтому ни одна из К не может ни заменять, ни "снять", ни перейти в другую. Система К строится на основе единства логического и исторического. Последовательное развертывание К в система марксистской философии должно в сокращенном виде отражать историю формирования и развития категориальной структуры человеческого мышления, идущего от простого к сложному. К связаны между собой так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент всей системы К Процесс развития явлений состоит в том, что они шаг за шагом переходят от простых к сложным, от низших к высшим формам бытия. В такой же последовательности совершается и познание.
Лит.: К материалистической диалектики, М., 1956; Георгиев Ф. И., К материалистической диалектики, М., 1960; Шептулин А. П., Система категорий диалектики, М., 1967.
А. Г. Спиркин. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 30.10.2024 22:37:10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|