Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Якорь (судовой)

Якорь (далее Я) судовой, устройство для удержания судна и других плавучих средств при стоянке на открытой воде. Подразделяются на судовые и специального назначения. Я (судовой) должен быть прочным, простым в обращении, обеспечивать надежное сцепление (хорошо держать) с любым грунтом. Характеризуются Я (судовой) т. н. держащей силой — силой, которую необходимо приложить к единице веса Я (судовой), чтобы выдернуть его из грунта, когда веретено горизонтально. Держащая сила зависит от конструкции, веса Я (судовой), рода грунта.

  Первые Я (судовой) появились более 4 тыс. лет назад и представляли собой камень, привязанный к верейке (якорный камень). Прототип наиболее распространенного в эпоху парусного флота Я (судовой) (т. н. адмиралтейского) появился около 3 тыс. лет назад (сначала был деревянным). Действует следующим образом (рис. 1): Я (судовой) ложится на грунт нижним концом веретена (пяткой) и одним концом штока; при попытке протащить Я (судовой) по дну шток ложится на дно, а одна из лап зарывается в грунт. Якоря этой конструкции надежны, обладают хорошей держащей силой (6—12 кгс на 1 кгс веса Я (судовой)). Однако из-за специфики конструкции (шток и лапы расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях) отдача адмиралтейского Я (судовой) и его крепление на судне представляют собой сложную задачу. Из-за этого такой Я (судовой) часто служил причиной аварий как самого судна, так и судов, проходящих над ним.

  Развитие флота, особенно увеличение размеров судов, потребовало создания конструкций Я (судовой), удобных в обращении и обладающих повышенной держащей силой. Практически все Я (судовой) изготовляются с поворотными лапами и без штока. Наиболее удачные и, следовательно, наиболее распространенные конструкции Я (судовой) (рис. 2) разработаны англичанином Холлом, американцами Болдтом, Байерсом, немцем Хейном (конструкция изменена по просьбе немецкой фирмы "Грюзон"). Хорошо зарекомендовал себя якорь конструкции советского инженера И. Р. Матросова, держащая сила якоря американца Дэнфорда достигает 200 и более. Масса самого крупного в мире Я (судовой) 27,2 т (США, 1954). Современные Я (судовой) изготовляют из стали литыми или сварными.

  Для плавучих маяков, якорных бочек, земснарядов и других сооружений, нуждающихся в длит. стоянке, используют мертвые Я (судовой) разнообразных конструкций (рис. 3). Наиболее удачным считается Я (судовой), предложенный английским гидротехником Митчеллом. В особых ситуациях применяют Я (судовой) специального назначения (рис. 4). Плавучие Я (судовой) предназначены для малых судов для уменьшения их дрейфа. Простейший из них — парусиновый конус. В условиях ледового плавания используют ледовые Я (судовой), обычно однорогие,— их просто зацепляют за край щели или лунки, вырубленной во льду. Я (судовой) специального назначения весьма разнообразны по конструкции и массе, бывают многорогие (например, "кошка") и безрогие.

  Лит.: Скрягин Л. Н., Книга о якорях, М., 1973.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.04.2024 08:52:06