|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Южно-Уральская железная дорога | Южно-Уральская дорога (далее Ю) объединяет сеть дорог в пределах Челябинской, Оренбургской области РСФСР и отдельные участки в пределах Куйбышевской области РСФСР, Башкирской АССР и Северо-Казахстанской области Казахской ССР. Эксплуатационная длина (1976) 4751 км, или 3,4% протяженности всей сети ж. д. СССР. Управление — в Челябинске. В современных границах организована в 1961. Первыми были построены линии Кинель — Оренбург (1877), Кропачево — Челябинск — Исиль-Куль (1890—96), Свердловск (Екатеринбург (Полевской)) — Челябинск (1896), Оренбург — Илецк (1905), Полетаеве — Троицк (1912), Михайловский Завод — Бердяуш (1916). За годы Советской власти построены линии: Оренбург — Орск (1918), Орск — Сопка (1930), Карталы — (1930), Челябинск — Еманжелинская — Сопка (1934), Синарская — Чурилово (1940) и др. В 19/7 сдана в эксплуатацию линия Белорецк — Карламан протяженностью 203 км, которая обеспечила кратчайший выход грузам из промышленного района и транзитным грузам из Кузбасса и Казахстана в районы Поволжья и Центра.
В составе Ю.-У. ж. д. 7 отделений: Челябинское, Курганское, Петропавловское, Карталинское, Орское, Оренбургское, Златоустовское. Граничит по станциям: с Куйбышевской ж. д. — Кропачево и Кинель; с Казахской ж. д. — Илецк, Тобол, Сопка, Пресногорьковская, Петропавловск; с Западно-Сибирской ж. д. — Исиль-Куль; со Свердловской ж. д. — Колчедан, Нижняя, Полевской, Михайловский Завод.
Главная магистраль дороги Кропачево — Челябинск — Исиль-Куль — связующее звено районов Поволжья, Центра и Юга с Уралом, Казахстаном, Сибирью и Дальним Востоком; магистраль Кинель — Оренбург — Илецк связывает районы Европейской части СССР с южным Казахстаном и республиками Средней Азии; линии Курган — Колчедан, Челябинск — Полевской, Челябинск — Нижняя и Бердяуш — Михайловский Завод соединяют районы Южного и Северного Урала.
Ю.-У. ж. д. обслуживает предприятия черной и цветной металлургии, горнорудной, машиностроительной промышленности, бассейны, нефтеперерабатывающие заводы, развитые с.-х. районы. Грузооборот Ю.-У. ж. д. (1976) составил 239 млрд. т·км, или 7,3% от общесетевого (3-е место среди дорог СССР). В отправлении грузов наибольший удельный вес имеют минерально-строительные материалы (37%), руда (17%), черные металлы (12%), (9%), a в грузообороте — (22%), черные металлы (12%), нефтяные (10%) и строительные грузы (9%). Средняя грузонапряженность дороги (1976) составила 50,4 млн. т·км/км, что в 2,1 раза превышало среднесетевую; пассажирооборот — 11,3 млрд. пасс. км или 3,6% общесетевого.
Ю.-У. ж. д. имеет высокую техническую оснащенность: основные магистрали — двухпутные, развитые сортировочные и грузовые станции, автоблокировка, диспетчерская централизация стрелок и сигналов, диспетчерское управление движением поездов. Грузооборот и пассажирооборот обеспечиваются прогрессивными видами тяги, в том числе электрической (80%). Ю.-У. ж. д. награждена орденом Октябрьской Революции (1971).
Г. С. Райхер. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:16:49
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|