Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Шуман Роберт Александер

Шуман (далее Ш) (Schumann) Роберт Александер (8.6.1810, Цвиккау, — 29.7.1856, Эндених, близ Бонна, похоронен в Бонне), немецкий композитор и музыкальный писатель. Родился в семье книгоиздателя; уже в детстве проявил разностороннее художеств. дарование, в том числе музыкальное (учился у педагога и органиста И. Г. Кунча). С 13 лет выступал как пианист. С 1828 изучал юриспруденцию в Лейпцигском и Гейдельбергском университетах и одновременно совершенствовал мастерство игры на фортепьяно у известного педагога Ф. Вика. Изучал теорию музыки под руководством композитора и дирижера Г. Дорна (1831—32). Придумал механическое приспособление для ускоренной тренировки пальцев, но повредил им правую руку, разрушив т. о. мечту о деятельности пианиста-виртуоза. В 1834 основал "Новый музыкальный журнал" ("Neue Zeitschrift für Musik", Лейпциг, был автором и редактором до 1844) — орган прогрессивного направления в немецкой музыке. Круг друзей-единомышленников, объединившихся вокруг журнала, Ш. назвал "Давидсбундом" (по имени библейского царя-песнопевца, победившего филистимлян). В 1840 женился на пианистке Кларе Вик (дочери и ученице Ф. Вика). С 1843 Ш. некоторое время преподавал в Лейпцигской консерватории (классы фортепьяно, композиции и чтения партитур). Вместе с женой предпринял ряд концертных поездок (в т. ч. в Россию, 1844). С 1844 жил в Дрездене, с 1850 — в Дюссельдорфе, где наряду с композиторской деятельностью руководил хоровыми коллективами, дирижировал симфоническим оркестром. С конца 40-х гг. постепенно обострилась психическая болезнь Ш., последние два года жизни он провел в лечебнице (Эндених), где и скончался.

  Ш. — один из ярких представителей романтического искусства 19 в. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Ш. бросало вызов духовной нищете мещанской 1820-х — 40-х гг., звало в мир высокой человечности. Наследник Ф. Шуберта и К. М. Вебера, Ш. развивал демократические и реалистические тенденции немецкого и австрийского музыкального романтизма. Его произведения тесно связаны с народно-бытовым искусством, с традициями немецкой музыкальной классики. При этом Ш. вошел в историю музыки как один из самых смелых новаторов. Расширяя границы и средства музыкального языка, он стремился с полнотой и точностью передать, с одной стороны, процессы духовной жизни, с другой — жизнь "вовне" — связи и контрасты явлений, образующие "драматургию" жизни. Отсюда, в частности, его стремление тесно сблизить музыку с литературой, поэзией.

  Большая часть фортепьянных произведений Ш. — циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и "портретного" жанров, внутренне связанных между собой и образующих сюжетно-психологическую линию. Один из самых типичных циклов — "Карнавал" (1835), в котором пестрой чередой проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них Кьярина — Клара Вик), музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близки к "Карнавалу" циклы "Бабочки" (1831, навеян произведения Жан Поля) и "Давидсбюндлеры" (1837). Цикл пьес "Крейслериана" (1838, названный по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана — музыканта-фантазера Иоганнеса Крейслера) принадлежит к числу высших достижений Ш. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отражены в таких произведениях Ш. для фортепьяно, как "Симфонические этюды" ("Этюды в форме вариаций", 1834), сонаты (1835, 1835—38, 1836), Фантазия (1836—38), концерт для фортепьяно с оркестром (1841—45). Наряду с произведениями вариационного и сонатного типов у Ш. имеются фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: "Фантастические отрывки" (1837), "Детские сцены" (1838), "Альбом для юношества" (1848) и др.

  В вокальном творчестве Ш. развивал тип лирической песни Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Ш. запечатлел детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живой речи. Значительно возросла у Ш. роль фортепьянного сопровождения, дающего богатую обрисовку образа и нередко досказывающего содержание песен. Наиболее популярный из вокальных циклов— "Любовь поэта" на стихи Г. Гейне (1840), состоящий из 16 песен, в том числе "Если б цветы угадали", "Слышу ли песни звуки", "Я утром в саду встречаю", "Я не сержусь", "Во сне я горько плакал", "Вы злые, злые песни". Другой сюжетный вокальный цикл — "Любовь и жизнь женщины" на стихи А. Шамиссо (1840). Разнообразные по содержанию песни входят в циклы "Мирты" на стихи Ф. Рюккерта, И. В. Гете, Р. Бернса, Г. Гейне, Дж. Байрона (1840), "Круг песен" на стихи Й. Эйхендорфа (1840). В вокальных балладах и песнях-сценах Ш. затронул весьма широкий круг сюжетов. Яркий образец гражданской лирики Ш. — баллада "Два гренадера" (на стихи Г. Гейне). Многие песни Ш. — простые сценки или бытовые портретные зарисовки: музыка их близка к немецкой народной песне ("Народная песенка" на стихи Ф. Рюккерта, и др.).

  В оратории "Рай и Пери" (1843, на сюжет одной из частей "восточного романа" "Лалла Рук" Т. Мура), так же как в "Сценах из Фауста" (1844—53, по И. В. Гете), Ш. близко подошел к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. Единственная оконченная опера Ш. "Геновева" (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творческой удачей явилась музыка Ш. к драматической поэме "Манфред" Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849). В 4 симфониях композитора (т. н. "Весенняя", 1841; 2-я, 1845—46; т. н. "Рейнская", 1850; 4-я, 1841—51) господствуют светлые, жизнерадостные настроения. Преобладающее место занимают в них эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера.

  Ш. — автор 3 струнных квартетов (1842), 3 фортепьянных трио (2 — 1847, 1851), фортепьянного квартета (1842) и получившего широкую популярность фортепьянного квинтета (1842), а также сольных камерных произведений для струнных и духовых инструментов, произведений для хора.

  Ш. внес большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. Ш. бичевал виртуозное щегольство, равнодушие к искусству, скрывающееся под маской благонамеренности и фальшивой учености. Главные из вымышленных персонажей, от имени которых выступал Ш. на страницах печати, — пылкий, неистово дерзкий и ироничный Флорестан и нежный мечтатель Эвсебий. Оба они олицетворяли черты характера самого композитора.

  Идеалы Ш. были близки передовым музыкантам 19 в. Его высоко ценили Ф. Мендельсон, Г. Берлиоз, Ф. Лист. В России творчество Ш. пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели "Могучей кучки".

  Соч.: Gesammelte Schriften Über Musik und Mlisiker, 5 Aufl., Bd 1¾2, Lpz., 1914; Jugendbriefe, 4 Aufl., Lpz., 1910; Briefe. Neue Folge, 2 Aufl., Lpz., 1904; Tagebücher, Bd 1, Lpz., 1971; в рус. пер. — Избр. статьи о музыке, М., 1956; О музыке и музыкантах. Собр. статей, т. 1—2-А: М., 1975—78, Письма, т. 1, (М., 1970).

  Лит.: Ларош Г., Ш как фортепианный композитор, "Современная летопись", 1870, № 28—29; Каратыгин В., Роберт Ш, "Театр и искусство", 1910, №22; Глебов Игорь (Асафьев Б.), в сборнике: Р. Ш, Песни..., М., 1933, с. —; Чайковский П. И., Музыкально-критические статьи, М., 1953: Стасов В., Лист, Ш и Берлиоз в России, М., 1954; Друскин М., Творческий метод Ша, в кн.: История и современность, Л., 1960; Житомирский Д., Шопен и Ш, в кн.: Фридерик Шопен, М., 1960; его же, Роберт и Клара Ш в России, М., 1962; его же, Роберт Ш. Очерк жизни и творчества, М., 1964; Jansen . G., Die Davidsbündler. Aus R. Schumanns Sturm- und Drangperiode, Lpz., 1883; Wasielewski J. . v., R. Schumann, 4 Aufl., Lpz., 1906; Abert Н., R. Schumann, 4 Aufl., ., 1920; Robert Schumann in seinen Schriften und Briefen, eingel. . Boetticher, ., 1942; örncr ., Robert Schumann, (Z., 1949); Eismann G., Robert Schumann. Ein Quellenwerk über sein Leben und Schaffen, Bd 1—2, Lpz., 1956.

  Д. В. Житомирский.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 12:16:52