Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Шпалеры

Шпалеры (далее Ш) (нем. Spalier, от итал. spalliera), стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уточного переплетения. Рисунок создается цветными нитями утк_а (шерсть, шелк, иногда металлич. и нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лен) и образующими характерную для Ш рубчатую фактуру. Каждая уточная нить ведется только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани). В зависимости от типа станка различаются 2 вида Ш: готлис — вытканы на станках с вертикальным креплением основы и баслис — на горизонтальных станках. Моделью для Ш служит картон — живописный эскиз в размере ковра.

  Производство Ш возникло в Западной Европе в 12—13 вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые Ш представляют собой образцы монументально-декоративного искусства ("Анжерский апокалипсис" — 7 огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, ок. 1380, мастерская Никола Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге; 6 ковров аллегорической серии "Дама с единорогом", кон. 15 — нач. 16 вв. (Париж, Музей Клюни), относящиеся к типу "мильфлеров" — Ш с фоном, сплошь затканным кустиками цветов).

  Основные центры средневекового шпалерного ткачества — Париж, Аррас, Турне, с конца 15 в. — Брюссель, где в начале 16 в. была исполнена для Ватикана серия "Деяния апостолов" по картонам Рафаэля, в 17 в. — серии Ш по картонам П. П. Рубенса. С середины 17 в. во были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура Гобеленов в Париже, мануфактуры в Бове и Обюссоне). Излюбленные темы Ш 17—18 вв.— мифология, и исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи ("вердюры"). В 18—19 вв. шпалерное ткачество развивается под знаком полного подчинения станковой картине, что ведет к утрате достоинств, присущих старой Ш Декоративные принципы Ш возрождаются в середине 20 в. в творчестве Ж. Люрса и др.

  В России производство Ш началось при Петре . В 1717 в Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала до 1859), одна из первых работ которой—"Полтавская баталия" по картону Л. Каравака (Эрмитаж, Ленинград). Расцвет деятельности мануфактуры — 2-я половина 18 — начало 19 вв. В рус. Ш эпохи классицизма ярко выражено декоративное начало, многие из них были органично связаны с архитектурой интерьеров ("Диана" и "Сатурн" из т. н. "Гурьевского гарнитура", 1805—06, музеи в Павловске и Гатчине). Основные собрания Ш в СССР сосредоточены в Эрмитаже (Ленинград), в Русском музее (Ленинград) и в музеях Московского Кремля.

  Лит.: Бирюкова Н., Французские шпалеры конца XV — XX века в собрании Эрмитажа. (Каталог), Л., 1974; Коршунова Т., Ясинская И., Русские шпалеры, Л., 1975; Gübel Н., Wandteppiche, 2, Bd 1—2, Lpz.— В., 1928.

  Г. А. Ecunoва.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 14:11:33