Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Шотландия

Шотландия (далее Ш) (Scotland), административно-политическая часть Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии. Занимает северную часть о. Великобритания и прилегающие острова: Гебридские, Оркнейские, Шетлендские. Ш имеет некоторые автономные права. Площадь 78,8 тыс. км2. Население 5,2 млн. чел. (1971), главным образом шотландцы, говорят на диалекте английского языка; литературный язык - английский. Своеобразная этническая группа Ш - гэлы. Верующие-протестанты. Административно Ш разделена на районы (Дамфрис-энд-Галлоуэй, Бордерс, Стратклайд, Лотиан, Файф, Сентрал, Тейсайд, Грампиан, Хайленд) и 3 островные территории (Шетленд, Оркни, Западные острова); все они подразделяются на административные округа. Главный город - Эдинбург.

  В рельефе преобладают возвышенности и горы - Северо-Шотландское нагорье высотой до 1343 м (г. Бен-Невис, высшая точка Великобритании) и Южно-Шотландская возвышенность; между ними - Среднешотландская низменность. Вдоль побережий узкие низменные равнины. Климат умеренный океанический; в Эдинбурге средняя температура января 3,4 °С, июля 14,4 °С; на З. выпадает до 2000 мм осадков, на В. - до 700 мм. Густая речная сеть, наиболее известная река - Клайд; много озер: Лох-Ломонд, Лох-Несс и др. Широко распространены вересковые пустоши. В экономическом отношении различаются плотно заселенный (3/4 всего населения Ш), преимущественно индустриальный, район Среднешотландской низменности и редко заселенные, преимущественно аграрные, районы Южно-Шотландской возвышенности и Северо-Шотландского нагорья. В промышленности занято свыше 1/3 экономически активного населения, в сельском хозяйстве менее 1/10. Главные промышленные узлы: конурбация Клайдсайд (с центром Глазго) и Эдинбург, промышленные центры - города восточного побережья - Абердин, Данди, Грейнджмут и др. Основные отрасли: добыча угля, черная металлургия, промышленность, судостроение (около 1/3 всех британских судов), электротехника и электроника, производство конторского оборудования, часов, и нефтехимия, текстильная, пищевая, бумажная, полиграфическая промышленность. Близ восточного побережья Ш - на шельфе Северного моря - нефтеразработки. В сельском хозяйстве преобладает животноводство. В пределах нагорий сосредоточено значит. поголовье овец; на равнинах Западной Ш разводят главным образом крупный рогатый скот (молочных и мясных пород). На прибрежной и Среднешотландской низменности животноводство сочетается с полеводством (ячмень, пшеница, картофель).

  Н. М. Польская.

 

  Исторический очерк. Древнейшие археологические памятники на территории Ш относятся к 3-му тыс. до н. э. В первые столетия до н. э. началось заселение территории Ш кельтскими племенами; к древнему населению Ш относились пикты. В начале н. э. у некоторых племен стало зарождаться классовое общество. Неоднократные попытки римлян (начиная с 1 в. н. э.) подчинить Ш (ее римское название - Каледония) окончились неудачей. В 360-367 пикты вторглись в Британию, дойдя до южного побережья. Видимо, в конце 5 - начале 6 вв. в Ш из Ирландии стали переселяться племена скоттов, от имени которых происходит название Ш (Scotland - страна скоттов), утвердившееся с 11 в. В период англо-саксонского завоевания Британии (5-6 вв.) в Ш была оттеснена значительная часть бриттов; в 7 в. на территорию Ш вторглись англы, поселившиеся на Ю.; в 9-13 вв. происходили набеги скандинавов. Зарождение элементов феодализма в Ш сочеталось с сохранением клановой системы (см. Клан), оформившейся в период разложения первобытнообщинного строя. Процессу феодализации способствовало распространение христианства (6 в.); возникли первые государственные образования. В 11 в. оформилось шотландское королевство. Во 2-й половине 11 в. Ш подверглась нападению нормандских завоевателей Англии. Шотландский король Малькольм (правил в 1058-93) признал себя вассалом английского короля Вильгельма Завоевателя. С 12 в. в южной, равнинной части Ш, где в основном развивалось земледелие, постепенно оформлялись феодальные отношения. На С., основу хозяйства которого составляло скотоводство, распространение феодализма началось только в 14-15 вв. Большую часть шотландского крестьянства составляли крепостные - вилланы. На Ю. Ш развивались ремесла и торговля. В конце 13 в. усилились попытки английских феодалов подчинить Ш; английский король Эдуард объявил себя сюзереном Ш В 1296 английские войска вторглись в Ш, что вызвало восстание против англичан (война за независимость 1296- 1314). В 1305 войска повстанцев во главе с У. Уоллесом были разгромлены. В 1306 началось новое восстание под рук. Роберта Брюса, который был провозглашен королем Ш под именем Роберта (правил в 1306-29). В 1314 шотландцы разгромили английскую армию Эдуарда при Баннокберне. Вторжение английских войск в Ш в 1322 окончилось неудачей. В 1328 Англия признала независимость Ш, но английские лорды сохранили полученные ранее земельные владения в Ш В конце 13 - начале 14 вв. оформился шотландский парламент. Постепенно складывалась шотландская народность. Однако централизации мешал феодальный и племенной сепаратизм. Значение королевской власти особенно упало в конце 14 в. при первых королях династии Стюартов. Феодальные усобицы ослабляли позиции Ш в возобновившихся с конца 14 в. войнах с Англией, в которых Ш часто выступала в союзе с В 16 в. на Ю. началось зарождение элементов капиталистического производства, хотя в целом Ш оставалась страной с низким уровнем развития производительных сил. Города Ю. вели оживленную торговлю с английскими городами. В середине 16 в. развернулась возглавленная Дж. Ноксом кальвинистская Реформация, проведенная в интересах дворянства, сосредоточившего в своих руках 5/6 секуляризованной церковной собственности, и нарождавшейся буржуазии, получившей "дешевую" церковь. В 1560 парламент учредил в стране пресвитерианскую церковь. В 1567 в результате восстания кальвинистской знати была свергнута королева Мария Стюарт, стремившаяся к восстановлению в Ш католицизма. С утверждением династии Стюартов также и на английском престоле (1603) Ш была объединена с Англией личной унией. Абсолютистское правительство стремилось всемерно усилить свою власть над Ш Права шотландского парламента были ограничены. Принимались меры к распространению на Ш англиканства (см. Англиканская церковь). Попытки ввести в Ш в 1637 литургию по англиканскому образцу явились поводом к восстанию шотландцев против короля Карла Стюарта. В 1638 шотландские пресвитериане подписали "Национальный ковенант" (см. "Ковенант"), в котором обязались защищать "истинную веру" против всех посягательств. Король Карл попытался подавить восстание вооруженной силой, но в начавшейся войне с Ш (1639-40) потерпел поражение. Война шотландцев против короля послужила непосредственным толчком к Английской буржуазной революции 17 века.

  На первом этапе революции шотландские пресвитериане - ковенанторы (т. н. виггаморы) выступали в союзе с английским Долгим парламентом против короля. Однако в конце 1647 верхушка шотландского пресвитерианского дворянства, боявшаяся углубления революции, заключила тайное соглашение с королем, по которому (в обмен на согласие Карла сохранить в Ш пресвитерианство) обязалась поддержать его в борьбе против английской революционной армии. Вступившая в Англию шотландская армия была в августе 1648 разбита войсками О. Кромвеля при Престоне. Казнь Карла (январь 1649) и провозглашение в Англии индепендентской республики были враждебно встречены пресвитерианской верхушкой Ш В феврале 1649 шотландский парламент провозгласил королем (под именем Карла ) сына казненного Карла . Карл был вынужден принять "Национальный ковенант" и ряд других условий, ограничивавших его власть. Попытка маркиза Монтроза произвести в начале 1650 переворот, который позволил бы Карлу занять престол без принятия условий, потерпела неудачу; Монтроз был казнен. Роялистская опасность, грозившая английской республике из Ш, была использована правящими классами Англии для полного подчинения Ш В июле 1650 армия Кромвеля вторглась в Ш и 3 сентября нанесла поражение шотландским войскам при Данбаре. Ровно через год  шотландская армия под командованием Карла , вторгшаяся в пределы Англии, была полностью разгромлена в сражении при Вустере. К маю 1652 вся Ш была занята английской войсками. В апреле 1654 ордонанс Кромвеля официально закрепил объединение Ш с Англией.

  Конфискация земель шотландской аристократии и дворян-роялистов, переход этих земель к новым владельцам (главным образом к представителям английской буржуазии и нового дворянства) содействовали разрушению в Ш старых поземельных отношений. Были частично экспроприированы земли крестьян, многие крестьяне - держатели земли превратились в арендаторов. Увеличилось количество обезземеленной бедноты, уходившей в поисках работы в города. В период реставрации Стюартов (1660-88) в Ш, как и в Англии, установилась политическая реакция. Восстановленный шотландский парламент ликвидировал "Ковенант". Усилилось крестьянское движение (поход на Эдинбург, 1666; восстание 1678-80). Антиангл. восстания 1679 и 1685 потерпели поражения. Буржуазия и часть дворянства южной Ш поддержали государственный переворот 1688-89 ("Славную революцию"). Выступление нескольких горных кланов в поддержку свергнутой династии Стюартов было подавлено. В начале 18 в. Ш была полностью объединена с Англией (акт об унии, 1707), шотландский парламент был упразднен (одновременно Ш получила право избирать представителей в английский парламент). За объединенным королевством утвердилось название Великобритания. В Ш сохранялась самостоятельная пресвитерианская церковь. Шотландская торговая буржуазия стала принимать участие в торговле с английскими колониями и в их эксплуатации. К 18 в. Ш значительно отставала от Англии в экономическом развитии. Основные статьи экспорта составляли продовольствие и сырье. Рабочие и соляных копей Ш вплоть до конца 18 в. фактически находились на положении крепостных. Крестьяне южной Ш держали свои фермы на условиях годовой аренды. Главным занятием горцев оставалось скотоводство. В течение 1-й половины 18 в. значит. часть родовой аристократии северной Ш поддерживала претензии Стюартов на престол. Однако вооруженные выступления в пользу Стюартов некоторых горных кланов (1715-16, 1745-46 и др.) потерпели неудачу; за поражением восстания 1745-46, которое отражало также протест горцев против обезземеливания и гнета со стороны эксплуататорских классов Англии и Ш, последовало окончательное разрушение уже изжившей себя клановой системы. Во 2-й половине 18 в. в Ш усилился процесс сгона с земли мелких арендаторов (т. н. очистка поместий), продолжавшийся вплоть до 80-х гг. 19 в. и ставший одним из источников первоначального накопления капитала в Великобритании. В результате начавшегося в последней трети 18 в. промышленного переворота в Ш, как и в Англии, была создана развитая капиталистическая промышленность. Большое развитие получила текстильная, а позднее горная и металлургическая промышленность, судостроение. Южная Ш стала одним из главных промышленных районов Великобритании. В то же время в период промышленного переворота в Ш еще большие масштабы, чем в Англии, приняло разорение народных масс. Характерной чертой истории Ш стала эмиграция (всего из Ш в 19 - 1-й половине 20 вв. эмигрировало, по примерным подсчетам, свыше 2 млн. чел.). Под влиянием Великой французской революции в Ш возникли организации, выступавшие за радикально-демократические преобразования; эти организации были разгромлены английским правительством. С начала 19 в. большое развитие получило рабочее движение. Массовая забастовка 1820 в Ш (особенно крупная - в Глазго) явилась первой, хотя в основном и стихийной всеобщей политической забастовкой в Великобритании. Рабочие Ш приняли активное участие в чартистском движении (см. Чартизм). В 1858 в Глазго был создан Совет тред-юнионов. Передовые шотландские рабочие участвовали в деятельности 1-го Интернационала. Созданная в Эдинбурге  Шотландская земледельческая лига в 1884 присоединилась к английской Социал-демократической федерации. В 1888 была основана Шотландская рабочая партия (ШРП), лидером которой стал Дж. Харди. В 1893 ШРП вошла в состав Независимой рабочей партии. В 1897 основан Шотландский конгресс тред-юнионов.

  С переходом к империализму стала все более возрастать эксплуатация Ш английским монополистическим капиталом. На ней особенно сильно сказалась утрата Великобританией мировой промышленной монополии. В Ш, как и во всей Великобритании, началось оживление рабочего движения, которое переросло в подъем 1907-12. В период 1-й мировой войны 1914-18 в Ш в промышленном районе на р. Клайд большой размах получило движение шоп-стюардов (см. Фабричные старосты), позднее распространившееся по всей Великобритании. В. И. Ленин характеризовал движение шоп-стюардов как глубоко пролетарское и массовое (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 266). В 1915-16 шоп-стюарды возглавили ряд стачек на Клайде. В 1916 Дж. Маклин, У. Галлахер и некоторые другие руководители шоп-стюардов были арестованы и брошены в тюрьму, А. Мак-Манус выслан из района Клайда. Новому подъему борьбы рабочих Ш способствовала Великая Октябрьская социалистическая революция. В Ш развернулось массовое движение под лозунгом "Руки прочь от России!", проходившее в условиях революционного подъема, охватившего всю страну. Стачка в районе Клайда в январе - феврале 1919 охватила свыше 100 тыс. рабочих (см. Клайдская стачка 1919). Многие участники шотландского рабочего движения вступили в созданную в 1920 Коммунистическую партию Великобритании. Рабочие Ш активно участвовали в стачке горняков (май - ноябрь 1926), во Всеобщей стачке 1926 в Великобритании и других стачках 20-30-х гг. Ослабление позиций Великобритании на мировом рынке после 1-й мировой войны 1914-18 резко ухудшило положение экспортных отраслей британской промышленности, в том числе текстильной, судостроительной, которые получили большое развитие в Ш В 1931-35 имели место массовые демонстрации безработных. 15-17 сентября 1931 в порту Инвергордон (северное побережье Ш) произошло восстание военных моряков (см. Инвергордонское восстание 1931). После 2-й мировой войны 1939-45 на положение Ш, наряду с общим ослаблением экономических и политических позиций британского империализма, большое влияние оказывало изменение "индустриального облика" Великобритании. В условиях быстрого роста новых и новейших отраслей промышленности - автомобильной, электротехнической, электронной, - еще более снизилось значение старых, традиционных для Ш отраслей - текстильной, судостроительной. В Ш развивались и наиболее современной отрасли промышленности ( электроника, нефтепереработка), однако именно они в значительной мере оказались под контролем иностранного, прежде всего американского, капитала. Американские компании контролировали в 60- 70-х гг. разведку и разработку богатых запасов нефти и газа на континентальном шельфе Северного моря у северо-восточного побережья Ш В течение многих лет уровень безработицы в Ш значительно выше, чем в остальной Великобритании. Особенно велика безработица в промышленности. В результате в послевоенные годы вдвое увеличилась эмиграция из Ш В 60-70-х гг. активизировалась деятельность Шотландской национальной партии (ШНП; создана в 1928), буржуазное руководство которой использовало в своих интересах рост национального самосознания шотландского народа. Если на парламентских выборах 1959 за ШНП голосовал лишь 1% избирателей и она не получила представительства в парламенте, то в октябре 1974 за ШНП было подано 30,4% голосов (партия получила 11 мест в палате общин из 71, приходившегося на Ш). В ноябре 1976 лейбористское правительство Великобритании внесло в парламент т. н. законопроект о деволюции, предусматривающий, в частности, создание в Ш выборной ассамблеи при сохранении нынешнего представительства Ш в британском парламенте, а также вето правительства Великобритании на решения шотландских властей. В феврале 1977 было объявлено о решении правительства вынести окончательный текст проекта на референдум населения Ш

  Ш продолжала оставаться одним из главных центров рабочего движения Великобритании. В 1971-72 рабочие Верхнего Клайда в течение нескольких месяцев осуществляли управление судоверфями, владельцы которых пытались закрыть их; при поддержке профсоюзов всех районов Великобритании рабочие Верхнего Клайда вынудили правительство принять решение не закрывать верфи. Характерной чертой рабочего движения Ш (как и всей Великобритании) в 50-70-х гг. была его тесная связь с борьбой за мир. Широкий резонанс получило движение за ликвидацию американских военных баз. Усилились культурные и другие связи Ш с СССР; этому содействует созданное в 1945 общество "Ш - СССР". Активное участие в борьбе шотландских трудящихся за свои права принимают коммунисты. В специальной резолюции 31-го съезда компартии Великобритании (ноябрь 1969) подчеркивалось, что народ Ш имеет право сам решать свою судьбу. Компартия высказалась за создание автономных парламентов для Ш и Уэльса. В то же время компартия выступает против буржуазно-сепаратистских лозунгов полного отделения Ш, против попыток лидеров ШНП увести национальное движение в сторону от решения классовых и социальных задач, стоящих перед трудящимися Ш Коммунисты неоднократно подчеркивали, что главной задачей остается совместная борьба всех трудящихся Великобритании против монополий, за демократию и социализм.

  Л. А. Зак.

 

  Литература. Развивается на английском и шотландском языках. Самые ранние из сохранившихся поэтических памятников датируются 14 в., но зародилась литература раньше. Не позднее 13 в. возникла народная баллада, достигшая расцвета в 15 в. и литературно фиксируемая с 16 в. в печатных листовках. Поэт и хронист Эндрю из Уинтона (15 в.) приписывал поэмы "Великие деяния Артура", "Авантюры Гавейна" и "Послание о нежной Сусанне" Хухону (14 в.), который одним из первых использовал аллитерационный стих. Успехи шотландского народа в борьбе за независимость от Англии (конец13 - начало 14 вв.) вызвали к жизни патриотическую поэзию: эпическая поэма "Брюс" (изд. 1571) Дж. Барбора (ок. 1316-95), поэма "Уоллес" (изд. модернизированного текста 1722) Гарри Слепого (Гарри Менестрель, 1470-92).  шотландская поэзия 15-16 вв. отражает круг идей, общий для европейской литературы в период зарождения и утверждения гуманизма: поэма "Книга короля" (1423) лирического поэта и короля Якова (1394-1437), басни и поэма "Завещание Крессиды" (опубл. 1593) Р. Хенрисона (ок. 1430-1506), поэмы и сатиры У. Данбара (1460 - ок. 1517). Провозвестник Возрождения - поэт Г. Дуглас (ок. 1474-1522, перевод "Энеиды" Вергилия, поэма "Король Сердце", 1516). Яркие образцы гуманистической лирики создали А. Скотт (1525?-85?) и А. Монтгомери (1556?-1610?). Объединение Ш с Англией отразилось и на развитии литературы. литература 17 в. полна отголосков политической и религиозной борьбы, но она значительно уступает литературе предшествующего периода. В 18 в. многие писатели-шотландцы пишут на английском языке, сохраняя при этом национальный колорит (Дж. Хоум, 1722-1808, У. Уилки 1721-72, и др.).

  Противоречия буржуазного развития в Ш и утрата ею национальной независимости пробудили в литературе Ш ностальгию об ушедшем прошлом, что обусловило интерес к фольклору и средневековой литературе. А. Рамзей (1686-1758) и Р. Фергюсон (1750-74) в стихах на шотландском языке воспроизвели особенности народной поэзии, ее жизнерадостность и вольнолюбие. Общеевропейский резонанс имели "Сочинения Оссиана" (1765) Дж. Макферсона (1736-96), стилизованные в духе древней гэльской поэзии; полные меланхолии, они стали одним из важнейших проявлений предромантизма. В глубоко демократической и самобытной поэзии Р. Бернса (1759-96, сб. "Стихотворения, написанные преимущественно на шотландском диалекте", 1786) воплотился свободолюбивый дух народа, его мечты о справедливости и равенстве. Бернс воспел шотландскую природу, сельскую жизнь и крестьянский труд. Писавший на английском языке Вальтер Скотт (1771-1832), создатель жанра исторического романа в литературе нового времени, начал творческий путь как собиратель народной шотландской поэзии ("Песни шотландской границы", 1802), написал ряд романтических поэм на средневековые сюжеты. Его исторические романы запечатлели картины шотландской жизни 16-18 вв. ("Уэверли", 1814, и др.). Большую роль в развитии литературы Великобритании сыграли в эпоху романтизма журналы "Эдинбург ревью" ("Edinburgh Review", 1802-29) и "Блэквудс мэгэзин" ("Blackwood`s Magazine"). Среди поэтов-романтиков заслуживает упоминания Джон Вильсон (1785-1854), чей "Чумной город" (1816) был использован А. С. Пушкиным в "Пире во время чумы". Мировую известность приобрел представитель позднего романтизма, создатель авантюрных и исторических романов Р. Л. Стивенсон (1850-94). Натуралистическая проза писателей т. н. огородной школы (Дж. Макдональд, 1824- 1905; Дж. Уотсон, 1850-1907, и др.) свидетельствовала о повороте литературы к современным темам. Дж. Браун (1869-1902) в романе "Дом с зелеными ставнями" (1901) обличал стяжательство и корысть.

  В 1-й половине 20 в. возник социальный роман. Д. Аллан ("Марш голодных", 1934), А. Макартур (1901-47, "Неплохой город", 1935), Дж. Блейк (1893-1961, "Кораблестроители", 1935), обратившись к индустриальной тематике, отразили Ш в период мирового экономического кризиса, показали классовую борьбу в Ш Л. Грэссик Гиббон (1901-35) создал эпическую трилогию "Шотландская тетрадь" (1932-34), изобразив судьбы шотландских фермеров на фоне исторических событий начала 20 в. В 1920-е гг. начинается т. н. шотландское Возрождение - расцвет новейшей шотландской поэзии на родном языке, происшедший под влиянием творчества выдающегося поэта Хью Макдиармида (наст. фам.- К. М. Грив, р. 1892), автора двух "Гимнов Ленину" (1931, 1935), создателя школы современной  шотландской поэзии. Э. Мюир (1887-1959, "Собрание стихотворений", 1960), Дж. Брюс (р. 1909, сб. "Морские беседы", 1944), Р. Тодд (р. 1914, "Венок зимнему солнцестоянию", 1962), У. Сутар (1898-1943, "Избранные стихи", 1948), Э. Юнг (1885-1971), С. Г. Смит (р. 1915, "Орфей и Эвридика", 1955), А. Скотт (р. 1920, "Избранные стихи 1943-74", 1975), А. Мак-Ки (р. 1925, "Клитак", 1972) следовали поэтике У. Одена и английской поэзии 30-х гг., но в их творчестве прослеживаются и  шотландские литературные традиции. Из современных прозаиков наиболее значительны Р. Дженкинс (р. 1912, романы "Военные гости", 1956, "Оборотень", 1958), Дж. М. Браун (р. 1921, "Календарь любви", 1967, и др.), И. К. Смит (р. 1928, "Подумайте о лилиях", 1968, "Потерянное лето", 1969), Мюриел Спарк (р. 1918, "Расцвет мисс Джин Броди", 1961, и др.). Драма получила сравнительно малое развитие. По-английски писали Джеймс Барри (1860-1937, "Восхитительный Крейтон", постановка 1902, "Питер Пэн", 1904, "Что каждая женщина знает", 1918), Джеймс Брайди (наст. фам. - Г. О. Мейвор, 1881-1951, "Солнечная соната", 1930, "Товий и его ангел", 1931, "Доктор Ангелус", 1950, и др.). Социальные мотивы особенно значительны в пьесах Джо Корри (1894-1968, "Время борьбы", 1929), У. Д. Хома (р. 1912), Юэна Мак-Кола и др.

  А. А. Аникст.

 

  Архитектура и изобразительное искусство. К эпохе родового строя относятся остатки пастушеских поселений с каменными хижинами, каменные валы и цилиндрической башни ("брохи"). С искусством Ирландии тесно связаны раннехристианские шотландские церкви, а также каменные кресты, украшенные изображениями языческого и христианского характера, сочетающимися со сложным геометрическим и растительным орнаментом.

  С 12 в. в Ш возводились романские, с 13 в.- готические постройки, обычно отмеченные строгой простотой образов (наряду с нервюрными в шотландской готике широко применялись и цилиндрические своды), в том числе многочисленные замки (тип  шотландского замка - вздымающаяся прямо от земли, обычно 4-гранная башня-донжон). В 15-16 вв. замки превращались в "дворцы с башней" т. н. баронского стиля, постепенно впитавшего отдельные черты французского Возрождения. В 17-18 вв. лучшие архитекторы-шотландцы (Дж. Ванбру, Дж. Гиббс, У. Чеймберс, братья Адам) мало строили на родине, предпочитая быстро растущие промышленные центры Англии; однако шотландский классицизм породил не только многие интересные постройки, но и примечательные образцы градостроительства (реконструкция Эдинбурга по проекту Дж. Крэга, 2-я половина 18 в.). С эпохой романтизма (когда в шотландском зодчестве широко распространилась ложная готика) связан расцвет национального изобразительного искусства (в живописи - портреты Э. Геддеса, Г. Реберна, пейзажи А. и П. Несмитов, Дж. Томсона, жанровые композиции Д. Уилки).

  Национально-романтические веяния нашли продолжение в деятельности Б. Скотта и других мастеров, создавших в конце 19 - начале 20 вв. новые типы коттеджа и оформления жилого интерьера. Одним из крупнейших архитекторов "модерна" явился шотландец Ч. Р. Макинтош. В 20 в. шотландская архитектура развивается в общем русле современного английского зодчества (возведение городов-спутников в 1950-60-е гг. и т.д.); в массовой жилой застройке преобладают невысокие многоквартирные дома, несколько суровые по силуэту, но соединенные в живописные комплексы.

  В шотландском изобразительном искусстве 20 в. выделяются близкие импрессионизму произведения живописцев У. Макгрегора (и других мастеров "школы Глазго"), У. Мак-Таггарта, экспрессионистические полотна "шотландских колористов" С. Пепло, Л. Хантера, Дж. Максуэлла. В 1950-70-е гг. традиционные для современного шотландского искусства связи с французскими художественными течениями ослабевают (что показывают произведения Дж. Эрдли, Р. Филипсона и др.).

  Для народного искусства Ш характерны текстильные изделия (шерстяные ткани - твид, шевиот и клетчатая ткань тартан), резьба по дереву, плетеные изделия.

 

Лит.: Hardie ., Scottish painting 1837-1939, L., 1976.

  Музыка. Истоки музыкального искусства Ш восходят к народной песенно-танцевальной культуре племен, населявших страну (кельтов, скоттов, скандинавов и др.). Музыка издавна занимала важное место в быту рыбаков, пастухов, землепашцев, а также сукновалов и других ремесленников, слагавших трудовые, любовные, шуточные и другие песни. Странствующие кельтские народные певцы-сказители барды (с древнейших времен до 19 в.), позднее менестрели и лютнисты были носителями и хранителями самобытного национального эпоса; они слагали и исполняли эпические, героические песни, саги и баллады, а также любовные и другие песни. Для шотландской песенности характерны пентатоника и натуральные лады. В мелодиях часто встречаются скачки на большие интервалы; их метроритмические особенности (т. н. ломбардский ритм, скоч снэп) связаны со спецификой народных танцев рил, стретспей, флинг (см. Экосез). Пение и танцы сопровождались игрой на арфе (с 12 в.), волынке (с 15 в. основной национальный инструмент Ш; существуют военные оркестры из волынщиков), Фиделе, позднее виоле, скрипке. Профессиональная церковная и светская придворная музыка развивалась с 12 в. В 13 в. возникли певческие школы, в которых изучали григорианский хорал, а также игру на органе и других инструментах. Первые органы установлены в церквах в 1440-х гг. В 15 в. выдвинулись органисты и композиторы Дж. Мэлисон, Дж. Фети, Дж. Блэк, П. Дейвидсон, А. Мелвилл, Л. де Франс. С середины 15 в., когда столицей Ш стал Эдинбург, здесь была создана королевская капелла, при дворе работали многие иностранные музыканты. Сохранившиеся рукописные музыкальные сборники 16 в. содержат церковные (мессы, мотеты, энсземы, псалмы и др.) и светские (танцы, попурри) вокальные и инструментальные произведения Среди композиторов Ш 1-й половины 16 в. - Р. Карвер, Р. Джонсон, Д. Пиблс, Р. Дуглас, А. Блэкуэлл. Распространение идей Реформации и утверждение пресвитерианства затормозило развитие музыки в Ш Подъем музыкального искусства начался в 17 в. О высоком развитии шотландской музыки при Стюартах (с 1603) свидетельствует ряд рукописей (в т. ч. т. н. Скинская рукопись, 1615-35), содержащих записи мелодий песен, танцев, арий и инструментальных сочинений в лютневой табулатуре. Национальные шотландские мелодии использовали в своих сочинениях Г. Перселл, Г. Плейфорд (сочинения для верджинела) и другие английские композиторы, позднее - Ф. Мендельсон ("Шотландская симфония"), М. Брух ("Шотландская фантазия" для скрипки с оркестром) и др. В 18 в. создавались профессиональные музыкальные общества, хоровые, оркестровые и оперные объединения и ассоциации. Возрос интерес к народной шотландской музыке в Ш и Англии. Были опубликованы многочисленные фольклорные музыкальные сборники, в том числе "Каледонскнй Орфей" (1726), "Шотландский музыкальный музей" (1787-1803). На основе  шотландских народных песен написана 1-я шотландская балладная опера А. Рамзея "Благородный пастух" (1725), послужившая образцом для других шотландских и английских произведений этого жанра, а также оказавшая влияние на немецкий зингшпиль. В 18-19 вв. высокого профессионального уровня в Ш достигло исполнительское искусство. Развивалось музыкальное образование - в 1838 при Эдинбургском университете создана кафедра музыки, в 1890 основана Королевская  шотландская академия музыки. Во 2-й половине 19 в. выдвинулись композиторы Т. Эрскин, Дж. Фергус, В. Макгиббон, Д. Доу, Н. Хоу. В 1929 организована Шотландская национальная академия музыки в Эдинбурге. Основатель современной композиторской школы - А. Макензи (конец 19 - 1-я треть 20 вв.; автор 5 опер, ораторий, кантат, фантазий, фортепьянного концерта и других сочинений); в числе его последователей - Х. Мак-Кунн, Ч. Макферсон, У. Уоллес, Ф. Дж. Скотт, Л. Драйсдейл. Среди современных композиторов - С. Дейви, Р. Кроуфорд, Т. Масгрейв. В Ш работали немецкие и английские дирижеры Х. Г. фон Бюлов, Ч. Халле, Дж. Барбиролли; музыковеды Дж. Томсон, Р. Бишоп, Ф. Нике, Д. Тови. С 1947 проводится ежегодный международный фестиваль музыкального, драматического и балетного искусства в Эдинбурге, где имеется консерватория, симфонический оркестр, хоры. Музыкальным центром является также Глазго.

  И. В. Розанов.

 

  Драматический театр. Драматические театры в Ш появились в середине 18 в. Первый патент на "концертный зал" в Эдинбурге был выдан в 1767. К середине 18 в. были сооружены три театральных здания в Глазго, но их сожгли религиозные фанатики. В 1769 актер и антрепренер Д. Росс создал в Эдинбурге театр "Ройял", где ставил пьесы английских авторов; здесь играли преимущественно английские актеры. В 1883 открылся театр "Лицеум". Вначале в театре играли лучшие английские труппы (Г. Ирвинга и др.), выступления которых оказывали значительное влияние на формирование национального театрального искусства (в 1964 "Лицеум" был приобретен Эдинбургской корпорацией и с 1965 стал репертуарным театром, худ. рук. К. Перри). В 1782-1863 в Глазго работал "Данлоп стрит тиэтр", в 1805-29-"Куин стрит тиэтр", в 1842-48 - театр "Адельфи", в 1845 - "Сити тиэтр", затем "Куинс тиэтр" и "Принс тиэтр". В 1909 создан "Репертуарный театр Глазго" во главе с режиссером А. Уэрингом. Театр просуществовал всего пять сезонов, но сыграл заметную роль в формировании национального театрального искусства. Наряду с пьесами английских и иностранных авторов было поставлено несколько произведений шотландских драматургов, в том числе с наибольшим успехом "Кэмпбелл из Килмори" Дж. Фергюсона. 1-я мировая война 1914-18 прервала деятельность этого театра. Оставшиеся материальные средства были потрачены на организацию в 1921 труппы "Шотландские национальные актеры", для поощрения  шотландских драматургов. Когда из-за финансовых трудностей в начале 30-х гг. труппа прекратила существование, ее деятельность продолжил "Кертн тиэтр" в Глазго (1933-40). В 1939 был успешно проведен первый шотландский театральный фестиваль. С этого времени "Скотиш комьюнити драма ассошиэйшен" устраивает фестивали ежегодно (принимают участие все профессиональные и любительские коллективы Ш). В 1943 в Глазго был основан репертуарный Гражданский театр ("Глазго ситизенс тиэтр"). В 70-е гг. интересные постановки осуществляют экспериментальные театры "Траверс тиэтр клаб" (Эдинбург) и "Клоуз студиа тиэтр" (Глазго). Репертуарные театры работают в Перте, Данди, Питлохри, Сент-Андрусе. Театры получают субсидии от Шотландского совета искусств и от городских советов искусств. С 1947 проходят ежегодные Эдинбургские международные фестивали музыки и драмы.

  М. Крымко.

 

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 249¾59, 272¾76, 322, 333¾35, 339¾40, 362, 419, 430, 464, 467¾70, 473; т. 4, с. 141¾42; т. 8, с. 522¾28; т. 21, с. 130, 133-34; т. 23; т. 25, ч. 1-2; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 113¾14; т. 41, с. 63¾65, 200¾01; Скотт В., История Шотландии, пер. с англ., ч. 1-3, СПБ, 1831; Gallacher ., Revolt on the Clyde, L., (1949); The Edinburgh history of Scotland, v. 2-4, Edin.- L., 1965-74; A new history of Scotland, v. 1-2, L. (a. o.), 1962; Donaldson G., Scotland, the shaping of a nation, Newton Abbot, 1974; История английской литературы, т. 1, в. 1, М.- Л., 1943; Mi1lar J. ., A literary history of Scotland, L., 1903; Reid J. М., Modern Scottish literature, Edinburgh - L., 1945; Wittig ., The Scottish tradition in literature, Edinburgh - L., 1958; Craig D., Scottish literature and the Scottish people, L., 1961; Speirs J., The Scots literary tradition, L., 1962; Henderson . ., Scottish vernacular literature; 3 ed., Detroit, 1969; Lindsay М., History of Scottish literature, L., 1977; Finlay J., Scottish art, L., (1946); его же, Scottish crafts, L., 1948; Elsom J., Theatre outside London, L., 1971; Farmer . G., A history of music in Scotland, L., (1947); Rubsamen . ., Scottish and English music of the Renaissance in a newly discovered manuscript, в кн.: Festschrift . Besseler zum sechzigsten Geburtstag, Lpz., 1961, p. 259-84; The Scots musical museum originally published by James Johnson, v. 1-2, Hatboro, 1962; Hancock Р. D., A bibliography of works relating to Scotland, 1916-1950, pt. 1-2, Edinburg, 1959-60; Reader`s guide to Scotland. A bibliography, L., 1968.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 04:35:54