|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Шлюз (гидротехнич. сооружение) | Шлюз (далее Ш) (голл. sluis, от лат. exclude — исключаю, удерживаю, отделяю) судоходный, гидротехническое сооружение, расположенное между водоемами с различными уровнями, через которое проходят суда (или плоты). Ш (гидротехнич. сооружение) возводят в речных гидроузлах, каналах и в морских портах, акватории которых подвергаются приливам и отливам с большой амплитудой колебаний уровней.
Схематичный чертеж Ш (гидротехнич. сооружение) найден в материалах Леонардо да Винчи. Ш (гидротехнич. сооружение) начали строить в Западной Европе в 16 в., в России в 18 в. (на Вышневолоцкой системе). В СССР много крупных Ш (гидротехнич. сооружение) построено в гидроузлах на рр. Волхов, Днепр, Свирь, Волга, Кама, на многих судоходных каналах, водохранилищах. Значительное число крупных Ш (гидротехнич. сооружение) построено в США (на рр. Огайо, Миссисипи, Св. Лаврентия и др.) и в Западной Европе.
В состав Ш (гидротехнич. сооружение) (рис. 1, 2) входят камеры, головные части (головы) и подходы. Камера, в которой размещаются поднимаемые (опускаемые) суда, образуется двумя продольными стенами и днищем, выполняемыми, как правило, из с торцов она ограничена металлическими воротами (затворами), расположенными в пределах соответствующих головных частей. По числу последовательно расположенных камер (зависящему от величины падения уровня и рельефа местности) различают Ш (гидротехнич. сооружение) однокамерные и многокамерные (многоступенчатые). Для увеличения пропускной способности Ш (гидротехнич. сооружение) устраивают параллельно две (или более) нитки камер. Основные размеры камер (длину и ширину) выбирают при проектировании Ш (гидротехнич. сооружение) в зависимости от категории водного пути, перспективного грузооборота на нем, размеров наибольшего расчетного судна или состава (каравана) судов, одновременно пропускаемых через Ш (гидротехнич. сооружение) Камеры наиболее крупных Ш (гидротехнич. сооружение) имеют ширину до 33 м, длину до 400 м при глубинах на порогах от 5 до 15м (на морских Ш (гидротехнич. сооружение)). Наполнение и опорожнение камер осуществляется с помощью оборудованных затворами водопроводных устройств (системы питания Ш (гидротехнич. сооружение)) в течение заданного времени (от 5 до 15 мин). В головных частях (обычно массивных напорных сооружениях), кроме ворот, поддерживающих разность уровней воды и обеспечивающих пропуск судов при выровненных уровнях смежных бьефов, размещаются водопроводные галереи с затворами, устройства для гашения энергии воды, ремонтные и аварийные заграждения, механизмы для управления оборудованием и системы автоматического регулирования. Примыкающие к верхним и нижним головным частям подходы представляют собой каналы или участки акватории с причальными сооружениями и устройствами для швартовки судов, ожидающих шлюзования, и направляющими сооружениями — для безопасного входа судов в Ш (гидротехнич. сооружение)
Процесс пропуска судов через Ш (гидротехнич. сооружение), называется шлюзованием, состоит из ряда последовательных операций (открывание и закрывание ворот и затворов, наполнение камер водой и опорожнение их, ввод и вывод судов и др.), выполняемых по командам с центрального пульта. Число шлюзований в течение суток (при непрерывной работе Ш (гидротехнич. сооружение)) определяет пропускную способность Ш (гидротехнич. сооружение)
Лит.: Михайлов А. В., Судоходные шлюзы, М., 1966; Гришин М. М., Гидротехнические сооружения, М., 1968.
А. В. Михайлов.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 11:56:21
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|