Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Библия

Библия (далее Б) (от греч. biblía, буквально - книги), сборник разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений (8 в. до н. э. - 2 в. н. э.), который лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и христианства, признается ими священным. Б состоит из Ветхого завета, признаваемого Священным писанием и иудейской и христианской религиями, и Нового завета, признаваемого лишь христианством.

  Ветхий завет, написанный на древнееврейском и частично на арамейском языке (в 39 книгах), завершен в 3-2 вв. до н. э. Здесь и народные мифы, и легенды (книга Бытие), частично восходящие к общесемитическим преданиям (миф о грехопадении первых людей, о потопе); история повествования (книга Самуила, Царей), являющиеся важным источником по истории древней Палестины и соседних народов; запись этических норм и ритуальных предписаний (книга Второзаконие, куда входят Десять заповедей); публицистические произведения (книга Пророки); философские размышления (книги Иов, Екклесиаст); любовная лирика (книга Песнь песней); религиозная поэзия (псалмы, приписанные царю Давиду, в совокупности называемые Псалтырь); псевдоисторические повести (книга Есфирь). Согласно традиции, книги Ветхого завета разделяются на три части: Закон (по-еврейски Тора), или Пятикнижие, составление которого приписывается Моисею, Пророки (куда, помимо книг т. н. пророков (Исайя, Иеремия, Иезекииль и 12 "малых пророков"), входят также книги Иисуса Навина, Судей, 1-я и 2-я книги Царей и др.) и Писания, или Агиографы. Эти произведения, создававшиеся на протяжении многих веков (некоторые фрагменты, например Песнь Деборы, входящая в состав книги Судей, восходят к 12 в. до н. э.), объединяются с 5 в. до н. э. в сборники, подвергаются редактированию иерусалимским жречеством, внедрявшим идею, будто у евреев изначально господствовал монотеизм (единобожие). Ветхозаветный канон вырабатывался между 90-100 н. э., а в 7-9 вв. богословы, называемые масоретами (от древнееврейского масора - предание), создают унифицированный текст Ветхого завета. Древнейшие дошедшие до нас полные рукописи Ветхого завета (конец 9-10 вв.) передают масоретскую редакцию. Только кумранские рукописи (найденные в 1947-65 в пещерах на побережье Мертвого моря) позволили познакомиться в оригинале с отдельными книгами и фрагментами Б в домасоретской редакции и создали серьезную базу для изучения складывания ветхозаветного текста.

  В христианских богослужениях Ветхий завет используется в переводах на греческий, латинский, старославянский и новые языки. В основе многих из этих переводов - древнегреческий перевод (т. н. перевод 70 толковников, по-латински - Септуагинта), сделанный с домасоретского текста во 2 в. до н.э. (дошел в рукописях, начиная с 4 в. н. э.), содержит разночтения по отношению к масоретской версии (соответствующие в некоторых случаях кумранским рукописям). Септуагинта включает, кроме того, ряд произведений, не вошедших в еврейский канон Б (см. в ст. Апокрифы). Латинский перевод (главным образом с древнееврейского текста, с использованием имевшегося латинского перевода с Септуагинты) выполнен богословом Иеронимом в 386-406 (сохранились рукописи 6 в.) и положен в основу католической Б, т. н. Вульгаты. На Руси Б переводилась преимущественно с греческого, хотя возможно, что при переводе некоторых книг пользовались и еврейским оригиналом. Первая полная русская Б появилась в 1499, причем часть книг была переведена с латинского текста Иеронима. В период Реформации в Западной Европе появляются переводы Б на новые языки (в том числе перевод М. Лютера).

  Новый завет написан на древнегреческом языке (дискуссионным остается вопрос, не было ли Евангелие от Матфея первоначально написано по-арамейски) и состоит из 4 Евангелий, Деяний апостольских, 21 послания и Откровения (Апокалипсиса) Иоанна Богослова. Согласно традиции, новозаветные произведения принадлежат ближайшим последователям Христа или их ученикам и датируются в основном серединой 1 в. н. э. На самом деле они созданы позднее, по-видимому, во 2-й половине 1 - начале 2 вв. (древнейшая дошедшая рукопись - фрагмент Евангелия от Иоанна - датируется приблизительно 125 н. э.). Новый завет сложился в результате компромисса между различными группировками ранних христиан, причем его канонический состав не был утвержден до конца 4 в.: существовал ряд Евангелий, посланий и откровений, не признанных церковью; из последних некоторые (Откровение Иоанна, послания Иакова, Иуды и др.) впоследствии были включены в канон. Новый завет - важнейший источник по истории становления христианства.

  Разнородная по своему происхождению, Б отражала различные социальные, политические и этические воззрения. Наряду с призывом к улучшению положения угнетенных (особенно в книгах Пророков) и к разрушению Римской империи (Апокалипсис) в Б господствует апология монаршей власти, общественного неравенства, собственности; провозглашается, что "нет власти аще не от бога". Идеалом семейных отношений выступает патриархальная семья с подчинением женщины домовладыке, с включением в семью наложниц и домочадцев. Исторический процесс рассматривается как проявление "промысла божьего", земля - как средоточие Вселенной, мир - как имеющий начало и конец.

  Признанная священной ("боговдохновенной") книгой христианской церкви, Б на протяжении всего средневековья определяла форму выражения мысли в Европе. Библейская космогония, социальное учение, этика были признаны церковью непререкаемой нормой и использовались в интересах эксплуататорских классов. К Б прибегали для оправдания привилегий феодалов, инквизиции, рабства, приниженного положения женщины. Еретические учения (в т. ч. павликианство и богомильство, отвергавшие боговдохновенность Ветхого завета) не столько оспаривали, сколько переосмысливали учение Б, находя в ней подчас обоснование идеи равенства ("Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был господином?"). Ссылками на Б аргументированы крестьянские требования во время Великой крестьянской войны (1524-26) и программы Английской буржуазной революции. Библейские образы, сюжеты составили арсенал средневекового искусства, в первую очередь в иконописи и скульптуре церквей; и позднее Б давала сюжеты для художников, писателей, композиторов (Рембрандта, Дж. Мильтона, И. С. Баха, Дж. Байрона, Т. Манна и др.).

  Изучение Б началось еще в древности и первоначально имело преимущественно богословский характер. В средние века создается особая дисциплина - экзегетика, ставившая целью истолкование отдельных мест Б и, в частности, объяснение противоречий, которые и тогда уже бросались в глаза, однако трактовались как мнимые. Библейская критика начинается с 17-18 вв. (Б Спиноза, Ж. Астрюк). Она показала, что Б не есть исключительная, боговдохновенная книга, но сложный литературный памятник, отражающий интересы различных общественных кругов, изобилующий противоречиями. Так, в книге Бытие изложены два взаимоисключающих мифа о сотворении человека (в одной версии мужчина и женщина были созданы одновременно, в другой женщина (Ева) - позднее, из ребра мужчины (Адама)); в одном мифе о потопе дождь, вызвавший потоп, шел 40 дней, в другом - 150 дней и т.п. В различных евангелиях по-разному определяются время рождения Христа, место, куда увезли младенца Иисуса, продолжительность проповеди Христа; в Б имеются и теологические противоречия: в одних посланиях говорится, что человек спасается верой, в других - делами. Противоречивы и социально-этические принципы Б (осуждение богатства и примирение с богатством; призыв "принести меч" в этот мир и угроза, что поднявший меч от меча и погибнет; призыв не судить других людей и, напротив, подвергнуть их суду; призыв не расходиться с женой и, наоборот, оставить жену и т.п.). Противоречия вскрыты не только между Ветхим и Новым заветом, но и внутри отдельных книг. Вместе с тем были обнаружены повторы, стереотипы. Библейская критика показала, что мировоззрение Б не уникально и имеет определенные корни и параллели в различных верованиях, обрядах, обычаях древних народов (особенно в вавилонской мифологии). Были вскрыты элементы политеизма и архаичных культов, противоречащих основной тенденции Б к монотеизму. Было установлено, что Пятикнижие не могло принадлежать Моисею: уже в начале 19 в. было доказано, что одна из его книг - Второзаконие - создана в 621 до н. э., значительно позднее того времени, к которому традиция относит смерть Моисея; стилистически Пятикнижие составляет единое целое с книгой Иисуса Навина, где повествуется о событиях после смерти Моисея; был раскрыт ряд источников (т. н. "Элохист" и "Яхвист"), из которых почерпнуты нередко противоречивые версии одних и тех же преданий и т.д. Был раскрыт и характер жреческой переработки Б: сличение книги Хроник (Паралипомен) с книгами Самуила и Царей показало, что при редактировании были изменены даты, введены одни эпизоды, опущены другие с целью показать, что история Иудеи - история славы Яхве (так было опущено все, что могло бросить тень на царя Давида, которого представили основоположником культа Яхве, а не отважным царьком-разбойником, каким изображало его раннее предание). Библейская критика, задевавшая интересы церкви, натолкнулась на упорное сопротивление конфессиональной науки, хотя некоторые ее выводы стали использоваться богословами (особенно протестантами) в целях очищения библейских повествований от явных нелепиц. Ряд утверждений библейской критики в последние годы были пересмотрены в свете новых исследований (в частности, на основе данных т. н. библейской археологии). Некоторые библейские предания, считавшиеся мифом (например, возникновение христианства на территории Палестины), по-видимому, содержат историческое зерно.

  Для пользования Б имеются отдельно изданные алфавитные указатели всех встречающихся в Б слов и собственных имен - т. н. симфонии, или конкорданции.

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, М., 1955; Ленин В. И., О религии, М., 1955; Ранович А. Б, Очерки истории древнееврейской религии, М., 1937; Велльгаузен Ю., Введение в историю Израиля, пер. с нем., СПБ, 1909; Фрэзер Дж., фольклор в Ветхом завете, пер. с англ., М.-Л., 1931; Ленцман А. Я., Происхождение христианства, М., 1960; Амусин И. Д., Рукописи Мертвого моря, М., 1960; Крывелев И. А., Книга о Библии, М., 1958; его же, Как критиковали Библию в старину, М., 1966; Косидовский З., Библейские сказания, (пер. с польск.), М., 1966; Церен Э., Библейские холмы, (пер. с нем.), М., 1966; Лившиц Г. М., Очерки историографии Библии и раннего христианства, Минск, 1970; Eissfeldt О., Einleitung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tübingen, 1964; GIanzman G., Fritzmyer J., An introductionary bibliography for the study of the Scripture, . ., 1965; Feine ., Behm J., Einleitung in das Neue Testament, 14 Aufl., Hdlb., 1965.

  А. П. Каждан.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 11:09:20