Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Школьный театр

Школьный театр (далее Ш) театр, возникший в учебных заведениях Западной Европы в эпоху средневековья как средство изучения латинского языка и воспитания; впоследствии был использован для утверждения католицизма и протестантизма. Постепенно спектакли стали разыгрываться на национальных языках. Ставившаяся в Ш школьная драма носила характер мистерии или миракля, моралите или пьесы на исторические и мифологические сюжеты.

  Ш существовал во многих странах Западной Европы (15-18 вв.) и в России (17- 18 вв.). Он имел свои теоретические основы, тщательно разработанные правила (писатели-гуманисты Дж. Понтано в Италии, Ю. Ц. Скалигер во ученый и поэт Феофан Прокопович в России). Благодаря усилиям иезуитов Ш в 16-17 вв. большого развития достиг в Польше, откуда перешел на Украину; много школьных драм было создано в Киево-Могилянском коллегиуме (академии). Основоположник Ш на Руси Симеон Полоцкий, разрабатывая проект создания в Москве духовной академии, писал о необходимости организации при ней театра, сочинил для этого театра пьесы "Комедия-притча о блудном сыне" и "О Навходоносоре царе". При Петре Ш носил политический характер, прославлял новые правительственные мероприятия ("Владимир..." Феофана Прокоповича, пост. 1705). Представления Ш показывались в учебных заведениях и на площадях во время праздников; между актами игрались интермедии - преимущественно комические сцены из нар. жизни.

  Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. Мокульского, т. 1-2, М., 1956-57; Всеволодский-Гернгросс В.. Русский театр. От истоков до середины XVIII в., М., 1957; Бадалич И. М., Кузьмина В. Д., Памятники русской школьной драмы XVIII в., М., 1968.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.03.2024 14:03:15