Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Школоведение

Школоведение (далее Ш) отрасль педагогики, исследующая содержание и методы управления школьным делом, раскрывающая особенности системы руководства школой, организации ее работы.

  Основные источники советского Ш — советское законодательство, опыт управления и руководства школами в СССР и за рубежом, педагогические наследие прошлого, выводы и рекомендации педагогической науки. В содержание Ш входят: основные принципы управления и руководства школой; деятельность органов народного образования по административно-педагогическому и хозяйственному руководству школами (организация всеобщего обучения, типы общеобразовательных школ, построение и рационализация их сети, педагогические требования к проектированию и строительству школьных зданий и участков, финансирование школ, обеспечение школ учебным оборудованием); деятельность органов народного образования по управлению учебно-воспитательной работой школ (организация методической помощи учителям, инспектирование школ); содержание и методы внутришкольного руководства; учитель советской школы; организация учета и отчетности учреждений просвещения; статистика школьного дела.

  Ш опирается на передовой опыт управления и руководства советской школой, который нашел выражение в ленинских декретах по народному образованию, обогащен практической деятельностью и теоретическими высказываниями практических работников школ и органов народного образования. На необходимость повышения научного уровня руководства школой указывается в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Исходя из этих указаний, советская Ш разрабатывает комплекс организационно-педагогических проблем, связанных с осуществлением всеобщего среднего образования, организацией учебно-воспитательной работы в различных типах образовательных школ и руководством их деятельностью, с управлением просвещением во всех его звеньях.

  Лит.: Иорданский Н. Н., Ш, М., 1927; Богданов И. М., Очерки по статистике всеобщего школьного обучения, М.— Л., 1948; Ш. (Сб. статей). Под ред. А. Н. Волковского и М. П. Малышева, (М.), 1955; Руководство учебно-воспитательной работой в восьмилетней школе. Под ред. М. И. Кондакова и Н. И. Соцердотова, М., 1961; Вопросы школоведения, под ред. П. В. Зимина, М., 1974; Стрезикозин В. П., Руководство учебным процессом в школе, М., 1972; Сухомлинский В. А., Разговор с молодым директором школы, М., 1973; Шубин Н. А., Внутришкольный контроль, М., 1977; Березняк Е. С., Руководство современной школой, К., 1977.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.03.2024 13:54:31