Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Школа (учебно-воспитат. заведение)

Школа (далее Ш) учебно-воспитательное заведение для организованного образования, обучения и воспитания подрастающего поколения, а также взрослых и работающей молодежи. В зависимости от того, кто является организатором и на чьи средства существует Ш (учебно-воспитат. заведение), она является государственной, муниципальной (органов местного самоуправления) или частной, содержащейся общественными и религиозными организациями и частными лицами. По характеру сообщаемых знаний Ш (учебно-воспитат. заведение) бывает общеобразовательной и профессиональной (специальной); по уровню образования — начальной, неполной средней, средней и высшей; по отношению к религии — светской и конфессиональной (церковной, религиозной); по полу учащихся — мужской, женской и совместного обучения. Цели, задачи и содержание работы Ш (учебно-воспитат. заведение) зависят от уровня развития общества, его классовой структуры.

  Первые Ш (учебно-воспитат. заведение) возникли в странах Древнего Востока (Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии и др.)— жреческие школы при храмах, дворцовые для обучения знати, Ш (учебно-воспитат. заведение) писцов для нужд административно-хозяйственного управления. В античном мире Ш (учебно-воспитат. заведение) стала важнейшей частью спартанской, афинской и римской систем воспитания (см. Спартанское воспитание; раздел Воспитание и просвещение в ст. Греция Древняя; раздел Воспитание и просвещение в ст. Рим Древний).

  При феодализме в странах Востока Ш (учебно-воспитат. заведение) развивалась под влиянием господствовавших там религий (индуизма, буддизма, ислама) и служила интересам феодалов. В Индии, например, она существовала при крупных храмах и предназначалась главным образом для детей брахманов и кшатриев. Здесь кроме чтения и письма изучались тексты священных книг, эпические поэмы, мифология, грамматика, литература, история, философия, математика, астрономия, медицина. В т. н. общинных индуистских школах при сельских храмах обучались чтению, письму и счету на местном языке дети мелких землевладельцев. При буддийских монастырях в странах Востока, кроме начальных и средних Ш (учебно-воспитат. заведение), действовали высшие богословские, в которых изучались также математика, астрономия и другие науки. В мусульманских районах и странах распространились мектеб и медресе.

  В Западной Европе с установлением в средние века монополии церкви на образование все Ш (учебно-воспитат. заведение) стали открываться только католической церковью и находились под ее идеологическим руководством. При отдельных церквах с 5 в. создавались для мальчиков приходские Ш (учебно-воспитат. заведение) элементарного обучения; при монастырях действовали монастырские школы; в центрах епархий — соборные школы (епископские, или кафедральные). С укреплением средневековых городов в 12 в. открылись первые университеты и в 13— 14 вв., в противовес церковным, цеховые школы и гильдейские школы, слившиеся в 15—16 вв. в городские. Помимо развития сети церковных Ш (учебно-воспитат. заведение), создавались новые для детей светских феодалов — аристократические грамматические школы и паблик скулз в Англии, рыцарские академии в классическая гимназия в и других странах (см. Классическое образование) и т.д. Дети горожан учились в бюргерских школах, реальных училищах, торговых и технических Ш (учебно-воспитат. заведение)

  С развитием капитализма в Западной Европе сословная Ш (учебно-воспитат. заведение) превращается в классовую, буржуазную, сущность которой, отмечал В. И. Ленин, "... состоит в том, что образование одинаково организовано и одинаково доступно для всех имущих" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 476). В развитых капиталистических странах в 19 в. приняты законы о всеобщем обязательном начальном обучении детей обоего пола, Ш (учебно-воспитат. заведение) провозглашается единой и светской. Фактически эти юридические акты полностью никогда не осуществлялись. Наряду с классической средней все больше развивались реальные и профессиональные Ш (учебно-воспитат. заведение) (см. Реальное образование), удовлетворявшие потребности буржуазии в подготовке кадров для торговли и промышленности. Естественнонаучные предметы постепенно включались в учебные планы классических школ.

  Ш (учебно-воспитат. заведение) в странах Азии, Африки и Латинской Америки, подвергшихся колонизации, была подчинена интересам господствующих классов метрополий (Испании, Великобритании, и др.). Необходимость в "подручных кадрах" из коренного ("туземного") населения, верных колонизаторам, заставила их открыть для "цветных", кроме начальных, небольшое число повышенных начальных, средних (коллежи, колледжи, лицеи) и высших учебных заведений (университетов и др.) с обучением на языках метрополий. В них готовились будущие надсмотрщики, чиновники, солдаты и младшие офицеры "цветных войск". Контингент учащихся составляли и дети местной знати и буржуазии, для сыновей вождей племен имелись закрытые привилегированные Ш (учебно-воспитат. заведение) Рост национально-освободительного движения в колониях ускорял открытие высших учебных заведений (в Индии до 2-й мировой войны 1939—45 — 18 университетов), но деятельность их строго контролировалась колониальными властями. Однако основная масса коренного населения оставалась неграмотной. Это тяжелое наследие колониализма преодолевается в странах, сбросивших его иго.

  До Октябрьской революции 1917 у народов, входящих в состав СССР, возникновение первых Ш (учебно-воспитат. заведение) и развитие их системы определялись конкретно-историческими особенностями жизни этих народов. В Армении и Грузии сведения о первых Ш (учебно-воспитат. заведение) относятся к 4 в., в Азербайджане — к 5 в. На территории Средней Азии и Азербайджана с 7 в. стали распространяться мусульманские мектебы и медресе, сохранявшие господствующее положение до Октябрьской революции. Летописные источники дают весьма неполные сведения о Ш (учебно-воспитат. заведение) Киевской Руси, открывавшихся в 10—13 вв. при монастырях, церковных приходах, дворцах князей. Берестяные грамоты 11—15 вв. содержат данные о методах обучения грамоте, свидетельствуют о распространении грамотности в Древней Руси как среди феодальной знати и духовенства, так и среди горожан, посадских людей, ремесленников, торговцев.

  В дореволюционной России для народных масс существовала начальная школа различных типов. Имущие слои населения обучали детей в гимназиях, реальных училищах, коммерческих училищах, университетах и других вузах. В системе Ш (учебно-воспитат. заведение) сохранялись остатки сословности: закрытые дворянские учебные заведения — кадетские корпуса, лицеи (см. Лицей), Пажеский корпус, институты благородных девиц, отсутствие преемственности между начальными (народными) Ш (учебно-воспитат. заведение) и гимназией. Для поступления в Ш (учебно-воспитат. заведение) существовали национальные и вероисповедные ограничения.

  Правительство для воспитания у молодежи верноподданнических чувств и религиозности использовало церковь. Кроме специальных школ для подготовки служителей культа Синоду непосредственно была подчинена сеть школ грамоты, церковно-приходских школ, епархиальных училищ. Во всех Ш (учебно-воспитат. заведение) обязательным учебным предметом являлся закон божий. По уровню грамотности населения Россия отставала от развитых капиталистических стран. Среди трудящихся царила массовая безграмотность. "Четыре пятых молодого поколения,— отмечал В. И. Ленин в 1913, — осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России" (там же, т. 23, с. 127).

  Ш (учебно-воспитат. заведение) в СССР и других социалистических странах. После Октябрьской революции 1917 Ш (учебно-воспитат. заведение) становится общенародной, доступной всем, независимо от социального положения и национальности. С 1918 в стране введено совместное обучение лиц обоего пола. Ш (учебно-воспитат. заведение) отделена от церкви, стала государственной и светской. Ее цель — "воспитание поколения, способного окончательно установить коммунизм" (Программа РКП (б), 1919), формирование всесторонне и гармонически развитой личности с твердыми коммунистическими убеждениями. Структура советской Ш (учебно-воспитат. заведение), содержание образования и организация обучения в ней изменяются с развитием социалистического общества, прогрессом науки и культуры, но принципиальные основы ее деятельности остаются неизменными. Общеобразовательная Ш (учебно-воспитат. заведение) является трудовой, политехнической (см. Средняя общеобразовательная школа, Политехническое образование). В средних специальных учебных заведениях наряду с профессиональной дается общеобразовательная подготовка. Обучение во всех типах Ш (учебно-воспитат. заведение) бесплатное, часть учащихся содержится на государственном обеспечении (в школе-интернате, профессионально-технических учебных заведениях и др.), учащиеся средних специальных учебных заведений и студенты высших учебных заведений (см. Высшее образование) получают государственные стипендии. Ш (учебно-воспитат. заведение) является единой, различные типы ее преемственно связаны и дают возможность перехода от начальных ступеней обучения к высшим. Все народы СССР пользуются правом обучения детей на родном языке. В стране осуществлено начальное (1934) и восьмилетнее (1962) всеобщее обязательное обучение, к 1976 в основном закончен переход ко всеобщему среднему образованию.

  Другие социалистические страны используют опыт школьного строительства в СССР с учетом своих конкретных исторических условий и национальных особенностей. Для социалистических стран действуют общие закономерности в построении нового общества и воспитании всесторонне развитой личности — активного строителя социализма и коммунизма. Принципиальные основы деятельности Ш (учебно-воспитат. заведение) в этих странах едины, хотя ее типы, названия, структура, сроки обучения, уровень всеобщего обязательного образования различны.

  Ш (учебно-воспитат. заведение) в современных капиталистических странах. Частью общего кризиса капитализма является кризис образования в буржуазных странах, который выражается в неспособности общества удовлетворить требования развивающегося производства к перестройке образования. Цель буржуазной школы остается неизменной — создавать для буржуазии "... пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее покоя..." (Ленин В. И., там же, т. 41, с. 303). Государственные ассигнования на образование недостаточны и не устраняют хронической нехватки средств для нормальной работы Ш (учебно-воспитат. заведение) В ряде стран более массовой становится средняя школа (Великобритания, США, ФРГ, Япония и др.), принимаются меры по реорганизации структуры Ш (учебно-воспитат. заведение), содержания образования и методов обучения, управления ею. Однако не осуществляются принятые законы о всеобщем обязательном обучении в отношении беднейших слоев населения, в силу массовой безработицы, расовой и национальной дискриминации, не обеспечено равноправное среднее образование для всех. Существуют утонченные способы сохранения классового неравенства в содержании образования и качестве обучения в различного типа школах, социального отбора учащихся для высших его ступеней и наиболее престижных профилей обучения (фуркация, наличие частных Ш (учебно-воспитат. заведение) с высокой платой за обучение, специальные тестовые испытания и др.).

  См. разделы Народное образование и культурно-просветительные учреждения в статьях о союзных и автономных республиках в соответствующих томах БСЭ, а также 24-й том, книга — "СССР" (Народное образование в разделе Культурное строительство); разделы Народное образование и Просвещение в статьях о зарубежных странах.

  Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд., М., 1973; Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов 1917—1973 гг., М., 1974; Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, М., 1977; Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 2, М., 1973, с. 220— 238; Константинов Н. А., Школьная политика в колониальных странах (XIX — XX вв.), М., 1948: Константинов Н. А., Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., М., 1953; Королев Ф. Ф., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917—1920, М., 1958; Королев Ф. Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З. И., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921—1931, М., 1961; Народное образование в СССР. 1917— 1967, под ред. М. А. Прокофьева (и др.), М., 1967; Беляев В. П., Латинская Америка: народное просвещение и проблемы социально-экономического развития, М., 1971; Малькова З. А., Современная школа США, М., 1971; Гончаров Л. Н., Ш и педагогика США до второй мировой войны. Исторический очерк, М., 1972; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в.— первая половина XIX в., под ред. М. Ф. Шабаевой, М., 1973; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в., под ред. А. И. Пискунова, М., 1976; Измайлов А. Э., Просвещение в республиках Советского Востока, М., 1973; Прокофьев М. А., Советская общеобразовательная школа на современном этапе, М., 1975; Малькова З. А., Вульфсон Б. Л., Современная школа и педагогика в капиталистических странах, М., 1975; Тангян С. А., Образование и общественный прогресс в развивающихся странах, М., 1975; Ш европейских стран социализма. Послевоенное развитие и современные проблемы, под ред. М. Н. Кузьмина, М., 1976; Школьная политика и школа в странах капитализма, под ред. З. А. Мальковой, М., 1976; Лапчинская В. П., Средняя общеобразовательная школа современной Англии. Вопросы теории и практики обучения, М., 1977; Ширинский А. Е., Образование в развивающихся странах, М., 1977; Педагогика школы, под ред. Г. И. Щукиной, М., 1977; Советская школа на современном этапе, под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Колмаковой, М., 1977; World survey of Education, (v. 1)—5, ., (1955)¾71; Sasnett М., Sepmeyer ., Educational systems of Africa, Berkeley — Los Ang., (1966); Misra A., Education and finance, Gwalior, 1971.

  П. И. Куликов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.03.2024 05:44:34