Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Шестов Лев

Шестов (далее Ш) Лев (псевд.; наст. имя и фам. — Лев Исаакович Шварцман) (31.1 (12.2).1866, Киев, — 20.11.1938, Париж), русский философ-экзистенциалист и литератор. Окончил юридический факультет Киевского университета (1889). В 1895—1914 жил преимущественно в Швейцарии, с 1914 ¾ в Москве, с 1918 — в Киеве, с 1920 — в Париже.

  Сочетая и по-своему акцентируя мотивы Ф. Ницше и Ф. М. Достоевского, Ш. предвосхитил основные идеи позднейшего экзистенциализма. Уже на рубеже веков, как бы в предчувствии будущих мировых катастроф, Ш. говорит о трагической абсурдности человеческого существования и выдвигает образ обреченного, но взыскующего своих суверенных прав "героя", бросающего вызов всей Вселенной. Ш. предпринимает пересмотр традиционной философии, требуя переместить точку зрения с мироздания на субъект. Провозглашая "философию трагедии", Ш. полемически противопоставляет ее академическому стилю мышления как "философии обыденности" ("Достоевский и Ницше. Философия трагедии", 1903). Он восстает против диктата разума над сферой жизненных переживаний и против гнета безлично-всеобщего над личностно-единичным. Однако утверждение независимости индивида от любых детерминаций, включая общезначимые истины и общеобязательные нравственные нормы, приводит Ш. к гносеологическому релятивизму и имморализму. Хотя в начале 1910-х гг. безрелигиозный "апофеоз беспочвенности" (1905) сменяется пафосом веры в лютеровской формулировке "sola fide" ("только верою"), миросозерцание Ш. не избавляется ни от абсурда, ни от произвола. Вера Ш. не имеет содержательных определений, и бог, не связанный с идеей логоса, выступает как идеал всемогущего своеволия "по ту сторону добра и зла". Правда, атмосфера безнадежности вытесняется теперь духом доверия к основам жизни, имеющим, согласно ветхозаветному религиозному самочувствию, божественный источник; философскому умозрению Ш. противопоставляет откровение ("Афины и Иерусалим", 1951; "Умозрение и откровение", 1964). Борьба Ш. с разумом приобретает гиперболический характер: познавательная устремленность отождествляется с грехопадением человеческого рода, подпавшего под власть "бездушных и необходимых истин". Публицистический темперамент Ш. — мастера философского парадокса и афоризма, его едкая критика академического мышления создали ему известность на Западе (отклики у Г. Марселя, А. Камю, Д. Г. Лоренса и др.).

  Соч.: Собр. соч., 2 изд., т. 1—6, СПБ, 1911; Sola fide, ., 1957 (лит.).

  Лит.: Асмус В. Ф., Лев Ш и Кьеркегор, "Философские науки", 1972, № 4; Ерофеев В., "Остается одно: произвол", "Вопросы литературы", 1975, № 10; Camus A., Le mythe de Sisyphe, ., 1970, p. 41—42, 51—56; Wernham J. С. ., Two Russian thinkers, Toronto, 1968 (лит.).

  Р. А. Гальцева.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 11:54:32