|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Шенберг Арнольд | Шенберг (далее Ш) (Schönberg) Арнольд (13.9.1874, Вена, — 13.7.1951, Лос-Анджелес, США), австрийский композитор. В 1901—03 вел класс композиции в консерватории Штерна в Берлине. С 1903 жил в Вене, где приобрел известность как композитор, дирижер, педагог, а также организатор и руководитель хоровых коллективов. В 1925—33 проф. Прусской академии искусств в Берлине. После прихода к власти фашистов был вынужден эмигрировать в США. В 1936—44 вел класс композиции в университете. В ранних сочинениях продолжал традиции нем. и австрийской романтической музыки и Р. Вагнера: струнный секстет "Просветленная ночь" (1899), симфоническая поэма "Пеллеас и Мелизанда" (1903) и др. Позднее разработал систему сочинения музыки, получившую название додекафония. Ш.—основоположник атональной музыки и виднейший представитель муз. экспрессионизма. Теория Ш. оказала значительное влияние на несколько поколений композиторов, среди которых выделяются его ученики и последователи А. Берг и А. Веберн, а также Э. Веллес, Э. Кшенек. Р. Лейбовиц.
В числе произведений Ш., где он наиболее последовательно применил свою систему, — 5 фортепьянных пьес (1923), Серенада для 8 инструментов (1923), скрипичный (1936) и фортепьяно (1942) концерты, монодрама "Ожидание" (1909, пост. 1924), опера "Моисей и Аарон" (1932, концертное исполнение 1954). Музыка этих сочинений отмечена печатью искусственности, экспрессионистического надрыва, лишена мелодической выразительности. Потрясенный гибелью варшавского гетто, уничтоженного фашистами, Ш. создал рассказ для чтеца с оркестром и мужским хором "Уцелевший из Варшавы" (1947). В этом произв. Ш. отошел от присущего ему субъективизма. В своем творчестве Ш. протестовал против бесчеловечных законов буржуазного государства, но доминирующей темой для него оставалось трагическое одиночество художника в чуждом и враждебном ему мире. Перу Ш. принадлежат 2 камерные симфонии (1906, 1939), "Лунный Пьеро" для голоса с инструментальным ансамблем (1912), 4 струнных квартета, фортепьянные и вокальные пьесы и др., а также несколько теоретических трудов.
Лит.: Соллертинский И., Арнольд Ш, Л., (1934); Тильман И., О додекафонном методе композиции, "Советская музыка", 1958, № 11; Павлишин С., "Мicячний П`єро" А. Ша, Київ, 1972.
М. М. Яковлев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 13:20:22
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|