|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Шадр Иван Дмитриевич | Шадр (далее Ш) (настоящая фамилия — Иванов) Иван Дмитриевич (30. 1 (11. 2). 1887, Шинск, ныне Курганской области РСФСР, — 3.4.1941, Москва), советский скульптор. Учился в художественно-промышленной школе в Екатеринбурге у Т. Залькална (1903—07), в рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге (1907—08), в Париже (1910—11), где пользовался советами Э. А. Бурделя и О. Родена, и в Риме (1911—12). Член общества русских скульпторов (ОРС; с 1926).
Ранние произведения Ш. (проект памятника "Мировому страданию", 1915, не осуществлен) отмечены влиянием стиля "модерн". Участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Под влиянием революционной действительности тяготение Ш. к романтической обобщенности образов получило более конкретный, проникнутый пафосом социальных преобразований смысл. Свойственная Ш. пластичность лепки стала основой правдивости и экспрессии индивидуальных характеристик ("Красноармеец", "Рабочий", "Сеятель" (см. илл.), "Крестьянин" (серия для воспроизведения на марках, денежных знаках и облигациях; все — гипс, 1922, Музей Революции СССР, Москва; отлиты в бронзе, 1951, Третьяковская галерее)). В скульптуре "Булыжник — оружие пролетариата" (см. илл.) динамически переданное движение молодого рабочего, выламывающего булыжник из мостовой, вырастает в символ революционного порыва народных масс.
С 1924 Ш. много работал над образом В. И. Ленина. Одним из лучших советских монументов стал созданный им памятник Ленину на плотине Земо-Авчальской ГЭС (Грузинская ССР; см. илл.); образ вождя раскрывается в своем историческом величии и жизненной правдивости. Монумент органически сочетается с окружающей его горной природой, архитектурой гидростанции и ее плотиной. Итогом поисков Ш. в области монументальной скульптуры стала работа над образом М. Горького (проект памятника Горькому в Москве, бронза, 1939, Третьяковская галерея.; осуществлен В. И. Мухиной совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой (см. илл.)).
Тенденция к символической обобщенности образов характерна также для исполненных Ш. портретов: "Мать" (гипс, 1922, собр. Т. В. Ш-Ивановой, Москва; бронза, Третьяковская галерея), "Максим Горький. Буревестник" (бронза, 1939, там же) и надгробий (Е. Н. Немирович-Данченко, мрамор, лабрадор, 1939, Новодевичье кладбище, Москва, и др.). Творчество Ш., исполненное революционной романтики, сыграло важную роль в утверждении социалистического реализма в советской скульптуре.
Лит.: Колпинский Ю. Д., И. Д. Ш. 1887¾1941, М., 1954; И. Д. Ш (1887—1941). Юбилейная выставка к 75-летию со дня рождения. Каталог, М., 1962; Воронова О. П., Ш, М., 1969.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:23:03
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|