Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Чиновничество

Чиновничество (далее Ч) в России, совокупность лиц, имевших чины и состоявших на гражданской службе. Зародилось с возникновением в Русском государстве 16 в. системы приказов. Сложившаяся в них иерархия чинов (судья, думный дьяк, дьяк, подьячий) вскоре распространилась и на местные государственные органы. Приказные судьи, наместники (до середины 16 в.) и воеводы, а также дьяки назначались царем и боярской думой. За свою службу они получали поместья и крепостных. Подьячих назначал Разрядный приказ. С ростом государственного аппарата число дьяков и подьячих увеличивалось (в начале 17 в. дьяков было 55, в 1676 — 103 в приказах и 35 в уездах). В 80-х гг. 17 в. в 37 приказах служило около 2 тыс. подьячих.

  С установлением в России в начале 18 в. абсолютизма приказы были заменены коллегиями. Законодательство Петра закрепило обязательность и пожизненность службы для дворян, к службе привлекались выходцы из духовенства, купечества, мещанства и государственные крестьяне. В 1-й четверти 18 в. положение Ч было оформлено законодательно. Высшие чиновники — президенты коллегий и губернаторы назначались царем и Сенатом, низшие чиновники после упразднения в 1711 Разрядного приказа — Сенатом. Генеральный регламент 1720 установил единообразие структуры и порядок деятельности коллегий и других правительственных учреждений. Табель о рангах 1722 ввела единую систему чинов, узаконила замещение постов в армии и государственном аппарате по личным заслугам, способностям и опыту. Все Ч разделилось на табельное (классное) — 14 классов — и внетабельное (канцеляристы, копиисты, подканцеляристы). С 1764 чиновники стали получать государственное денежное жалование, но вплоть до начала 19 в. сохранялась и такая форма поощрения высшего Ч, как раздача монархами населенных государственных земель. Манифест о вольности дворянства 1762 и Жалованная грамота дворянству 1785 отменили обязательную государственную службу для дворян, однако привилегированное положение Ч привлекало их к государственной службе. К середине 18 в. число чиновников составляло около 5 тыс. чел., из них около 150 чел. — сенаторы, президенты коллегий, начальники важнейших канцелярий и контор, губернаторы — особы первых 4 классов Табели о рангах. Вторая группа Ч — особы 5—8-го классов — прокуроры, провинциальные воеводы, члены различных присутствий (около 600 чел.). Основной исполнительной силой государственных учреждений были чиновники 9—14-го классов, 2/3 всего Ч составляли внетабельные чиновники. Почти 80% двух последних групп составляли выходцы из непривилегированных сословий.

  В 1-й половине 19 в. процесс бюрократизации государственного аппарата резко ускорился. Учреждение в 1802—11 министерств заложило основы для создания бюрократических ведомств со сложной внутренней организацией и делопроизводством. Если в 1804 было около 13,2 тыс. табельных чиновников, то в 1850 их было 71,8 тыс., в 1856 — 82,3 тыс. чел. Число внетабельных служащих также возросло (в 1850 — 26,3 тыс. чел., в 1856 — 31,6 тыс. чел.). Порядок определения на службу, прохождения ее, награды и поощрения, наказания, выход на пенсию определялись "Уставом о службе гражданской" (1832).

  Табель о рангах (с изменениями и дополнениями 18 — нач. 20 вв.)

Класс

Чины военные

Чины гражданские

Чины придворные

армейские

флотские

1-й

Генерал-фельдмаршал

Генерал-адмирал

Канцлер Действительный тайный советник 1-го класса



2-й

Генерал-аншеф (1716—96)

С 1796

Генерал от инфантерии

Генерал от кавалерии

Генерал от артиллерии

Инженер-генерал

Адмирал

Действительный тайный советник

Обер-камергер

Обер-гомаршал

Обер-шталмейстер

Обер-егермейстер

Обер-гофмейстер

Обер-шенк

Обер-церемониймейстер

Обер-форшнейдер (с 1856)

3-й

Генерал-поручик (с 30-х гг. до конца 18 в.)

Вице-адмирал

Тайный советник

Гофмаршал

Шталмейстер

Егермейстер

Гофмейстер

Обер-церемониймейстер

Обер-форшнейдер (с 1856)

4-й

Генерал-майор

Контр-адмирал

Тайный советник (до 1724)

Действительный статский советник



5-й

Бригадир (1722—99)

Капитан-командор (1722—99)

Статский советник

Церемониймейстер (с 1884)

6-й

Полковник

Капитан 1-го ранга

Коллежский советник

Камер-фурьер (до 1884)

7-й

Подполковник

Войсковой старшина (с 1884)

Капитан 2-го ранга

Надворный советник



8-й

Премьер-майор и секунд-майор (1731—97)

До 1884

Майор

Войсковой старшина

С 1884

Капитан

Ротмистр

Есаул

Капитан 3-го ранга (18 в.)

Капитан-лейтенант (до 1884 и в 1907—11)

Старший лейтенант (с 1912)

Коллежский асессор




9-й

До 1884

Капитан

Ротмистр

Есаул

С 1884

Штабс-капитан

Штабс-ротмистр

Подъесаул


Капитан-лейтенант (18 в.)

Лейтенант (с 1884)

Старший лейтенант (1907—11)

Титулярный советник

Коллежский секретарь



10-й

Капитан-поручик (1705—98)

До 1884

Штабс-капитан

Штабс-ротмистр

Подъесаул

С 1884

Поручик

Сотник

Лейтенант (до 1884)

Мичман (с 1885)






11-й

До 1884

Поручик

Сотник





Корабельный секретарь (первоначально морской чин)



12-й


Секунд-поручик и унтер-лейтенант (18 в.)

Подпоручик

С 1884

Корнет

Хорунжий

Мичман (до 1885)


Губернский секретарь




13-й

Прапорщик

До 1884

Корнет

Хорунжий




Провинциальный секретарь

Сенатский регистратор

Синодский регистратор

Кабинетский регистратор



14-й

Фендрик (18 в.)

Мичман (18 в.)

Коллежский регистратор



  В 1-й половине 19 в. Ч делилось на 4 группы. 1-я (с 1-го по 5-й класс) объединяла представителей высшей бюрократии, которые фактически определяли курс правительственной политики, 2-я группа (чиновники 6—8-го классов) включала лиц, занимавших должности исполнительного характера. Представители обеих групп имели большие привилегии и высокие денежные оклады. 3-я группа — чиновники 9—14-го классов, занимавшие канцелярские или низшие исполнительные должности, 4-я группа — внетабельное Ч, использовавшееся исключительно для технической работы, отличалось от табельного Ч в материальном и правовом отношениях. В условиях быстрого роста численного состава Ч эта группа была ближайшим резервом пополнения табельного Ч До начала 19 в. не существовало образовательного ценза на замещение чиновничьих должностей. В 1809 по инициативе М. М. Сперанского был издан указ, требовавший от чиновников определенного уровня образования. При производстве в 5—8-й класс чиновники должны были представить диплом об окончании университета или сдать ряд экзаменов. Сроки производства в чины были установлены: с 14-го по 9-й класс — через 3 года службы в каждом классе, с 9-го по 8-й — через 4 года, с 8-го по 7-й — 5 лет, с 7-го по 6-й — 6 лет, с 6-го по 5-й — 4 года, с 5-го по 4-й — 5 лет, с 4-го по 3-й— 10 лет. Производство в 1-й и 2-й классы осуществлялось по личному усмотрению императора без сроков. За 1836—43 в чин 8-го класса, дававший потомственное дворянство, было произведено около 7,2 тыс. чел., из них около 4,7 тыс. — выходцы не из дворян. С 1845 потомственное дворянство стали давать чины 6-го класса в военной и 5-го (с 1856 — 4-го) в гражданской службе, личное дворянство — 9-й класс. Верхи дореформенного Ч были в основном помещичье-дворянскими. По выражению В. И. Ленина, "... дворянин-помещик командовал без “плутократии”,... без растущего третьего элемента" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 81). Считая Ч своей опорой, самодержавие изгоняло из его среды скомпрометировавших себя по службе и политически неблагонадежных. "Пункт третий" Закона от 7 ноября 1850 разрешал начальству увольнять подчиненных чиновников без объяснения причин и права обжалования. Сложившаяся в 1-й половине 19 в. организация Ч сохранялась и в последующий период капиталистического развития, когда государственный строй сделал первый шаг в сторону буржуазной монархии (см. там же, т. 20, с. 165), однако если высшие слои Ч оставались помещичье-дворянскими, то в ряды среднего и низшего Ч вливались буржуазные элементы, располагавшие значительными богатствами (плутократия). Созданные в ходе городской (1870) и земской (1864) реформ органы самоуправления привлекали на службу вольнонаемный персонал (врачей, учителей, техников, агрономов и др.), получивший в бюрократических сферах название "третий элемент". С конца 1860-х гг. ряд ведомств стал привлекать на работу по найму женщин. В 1897 в бюрократическом аппарате работало 38 тыс. женщин (из них 28,9 тыс. в учебных заведениях), т. е. около 9% от общего количества чиновников (около 440 тыс.). В 1901 в России было около 0,5 млн. чиновников, в том числе 120—125 тыс. внетабельных. Со вступлением России в конце 19 — начале 20 вв. в эпоху империализма монополии установили тесные контакты с правительственными учреждениями. Представители монополий вошли в состав отдельных совещательных инстанций министерств торговли и промышленности, путей сообщения, финансов, военного, морского, главного управления землеустройства и земледелия.

  Формально к Ч относились члены Петербургской АН, Академии художеств, профессора университетов и других высших учебных заведений, учителя гимназий и некоторые другие деятели культуры и науки, имевшие классные чины и числившиеся на государственной службе.

  Революция 1905—07 вынудила самодержавие предоставить представителям всех сословий (за исключением некоторых нерусских народов) право служить в государственном аппарате. Фактически в силу классовых преград и образовательного ценза это право не распространялось на рабочих и крестьян. Еще в 1903 В. И. Ленин сравнивал Ч с густым лесом, через который "... простому рабочему человеку никогда не продраться..." (там же, т. 7, с. 137). Изменение социального состава Ч к началу 20 в. отразилось на политической "благонадежности" некоторой его части. Особое определение Сената от 30 апреля 1908 подтвердило несовместимость государственной службы с революционной и оппозиционной деятельностью. Верхи Ч сохраняли и после Революции 1905—07 многие элементы и черты дворянско-помещичьей бюрократии. В. И. Ленин писал в конце 1911, что "... бюрократия рекрутируется... из старого, совсем старого, не только дореволюционного (до 1905 г.), ной дореформенного (до 1861 г.) поместного и служилого дворянства" и что такая бюрократия "... дает чисто крепостническое, исключительно крепостническое направление и облик буржуазной деятельности" (там же, т. 21, с. 58).

  В период 1-й мировой войны 1914—18 Ч России пополнилось множеством военных чиновников, канцелярские звенья государственного аппарата стали шире привлекать к работе женщин. В военно-хозяйственных органах общественного и государственного аппарата сильно вырос и окреп "третий элемент" (особенно во Всероссийских земском и городском союзах, Земгоре, военно-промышленных комитетах). В "Особых совещаниях" царские чиновники активно сотрудничали с представителями буржуазии, осуществляя начальные этапы сращивания государственного аппарата с империалистическими монополиями.

  После Февральской революции 1917 Временное правительство сохранило старый государственный аппарат и Ч Вынужденное заменить некоторых чиновников в отдельных сферах государственного аппарата (администрация, полиция, частично суд), оно сохранило большинству отстраненных чиновников жалование, заштатные пособия, значительные пенсии. Порядок службы Ч по-прежнему регулировался Табелью о рангах и "Уставом о службе гражданской".

  После Октябрьской революции 1917 чиновники центральных государственных учреждений встали на путь саботажа Советской власти, однако попытки контрреволюционных Ч распространить саботаж на всю страну успеха не имели. Многие саботажники были уволены, главари — арестованы. В то же время Советское правительство повысило жалование низшим служащим, привлекало их к работе в советских учреждениях. Ч буржуазно-помещичьей России было упразднено первыми декретами Советской власти — от 10(23) ноября 1917 "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" и от 16(29) декабря 1917 "Об уравнении всех военнослужащих в правах". Создание нового типа государства и принципиально нового государственного аппарата означало исчезновение Ч как особой социальной группы, замену ее институтом советских служащих.

  Источн.: Уставы о службе гражданской, в кн.: Свод законов Российской империи, т. 3, СПБ, 1876; Справочники по истории дореволюционной России. Библиография, М., 1971.

  Лит.: Ленин В. И., Задачи русских социал-демократов, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2; его же, Внутреннее обозрение, там же, т. 5, с. 327—35; его же, К деревенской бедноте, там же, т. 7; его же, Старое и новое, там же, т. 21; Евреинов В. А., Гражданское чинопроизводство в России, СПБ, 1888: Карнович Е. П., Русские чиновники в былое и настоящее время, СПБ, 1897; Троицкий С. М., Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии, М., 1974; Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968; Лейкина-Свирская В. Р., Интеллигенция в России во второй половине XIX в., М., 1971; Мамсик Т. С., Некоторые вопросы формирования высшей бюрократии в России XVIII в., в кн.: Бахрушинские чтения. 1971, в. 2, Новосиб., 1971; Соловьев Ю. Б., Самодержавие и дворянство в России в конце XIX в., Л., 1973; Зайончковский П. А., Российское самодержавие в конце XIX ст., М., 1970; его же, Высшая бюрократия накануне Крымской войны, "История СССР", 1974, №4; его же, Губернская администрация накануне Крымской войны, "Вопросы истории", 1975, №9; его же, Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в., М., 1978.

  Н. П. Ерошкин.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 26.04.2024 13:50:47