Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Четырехтактный двигатель

Четырехтактный двигатель (далее Ч)двигатель внутреннего сгорания, цикл работы которого состоит из четырех тактов (ходов поршня), происходящих за два оборота коленчатого вала двигателя. При его первом обороте осуществляется впуск и сжатие. Впуск рабочей смеси (у карбюраторного двигателя, или двигателя с воспламенением от искры) или воздуха (у дизеля) происходит при движении поршня от верхней мертвой точки (в. м. т.) к нижней мертвой точке (н. м. т.). Сжатие рабочей смеси или воздуха осуществляется при движении поршня от н. м. т. к в. м. т. При втором обороте коленчатого вала совершается рабочий ход (поршень движется так же, как при впуске) и выпуск (поршень движется так же, как при сжатии). Рабочий ход (сгорание — расширение) осуществляется под действием давления на поршень продуктов сгорания топлива. Выпуск — последний такт; во время него отработавшие продукты сгорания удаляются из цилиндра двигателя. Все холостые ходы (впуск, сжатие, выпуск) совершаются за счет кинетической энергии, запасенной коленчатым валом и связанными с ним деталями во время рабочего хода, в процессе которого энергия топлива превращается в механическую энергию движущихся частей двигателя. Поскольку сгорание происходит в доли сек, то оно сопровождается быстрым увеличением нагрузки на крышку (головку) цилиндра, поршень и другие детали двигателя. Наличие такой нагрузки неизбежно приводит к необходимости увеличить массу движущихся деталей (для повышения прочности), что в свою очередь сопровождается ростом инерционных нагрузок на движущиеся детали. Последнее является существенным недостатком поршневых двигателей.

  На рис. показана зависимость давления р в цилиндре Четырехтактный двигатель от положения поршня (его хода) при различных тактах.

  В одноцилиндровых Четырехтактный двигатель один рабочий ход приходится на три холостых хода, в то время как в двухтактных только на один. Следствием этого является большая неравномерность хода у одноцилиндрового Четырехтактный двигатель по сравнению с двухтактным. Для уменьшения неравномерности хода Четырехтактный двигатель выполняют с большими маховиками или с несколькими цилиндрами. Рабочий цикл четырехтактных роторно-поршневых двигателей аналогичен рабочему циклу Четырехтактный двигатель, но в отличие от последнего совершается за один оборот ротора.

  Лит. см. при ст. Двигатель внутреннего сгорания.

  Ю. А. Зарянкин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.03.2024 11:33:28