Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Черногория

Черногория (далее Ч) (Crna Gora), Социалистическая Республика Ч (Socijalistička Republika Crna Gora), республика в Югославии (СФРЮ). Расположена на Ю.-В. Динарского нагорья, омывается Адриатическим морем. Площадь 13,8 тыс. км2. Население 575 тыс. чел. (1977), в основном черногорцы (свыше 2/3), говорящих на сербскохорватском языке, а также боснийцы, сербы и албанцы. Столица — г. Титоград.

  Ч — социалистическая республика, добровольно объединившаяся с другими равноправными социалистическими республиками в союзное государство — СФРЮ. Действующая конституция Социалистической Республики Черногории принята в 1974. Высший орган власти — республиканская скупщина, состоящая из 3 палат (Вече объединенного труда, Общественно-политическое вече и Вече общины). Правительство республики — Исполнительное вече. См. также Югославия, раздел Государственный строй.

  Природа. Большая часть Ч расположена на Динарском нагорье (высота до 2522 м, г. Дурмитор); на Ю.-З. — Черногорское карстовое плато. Краевые хребты нагорья круто обрываются к Адриатическому морю, оставляя лишь узкую полосу побережья. Вдоль северного берега Скадарского озера — приозерная равнина. Климат умеренный, континентальный, на побережье Адриатического моря — средиземноморский. Осадков 1600—1800 мм в год, близ побережья — до 3000 мм. На склонах гор — хвойные и смешанные леса. По побережью Адриатического моря — средиземноморская кустарниковая растительность.

  Исторический очерк. Территория Ч заселена с эпохи палеолита; в эпоху бронзы и ее населяли иллирийцы, которые в 1 в. до н. э. были завоеваны Римом. В 1 в. н. э. территория Ч (до 11 в. называлась Дукля, затем — Зета, с 15 в. — Ч) вошла в римскую провинцию Далмация, в 297 — в провинцию Превалитана. С 493 часть территории Ч входила в государство остготов, а с 536 — в состав Византии. В 7 в. территория Ч заселили славяне. В 9 в. здесь утвердилось христианство. В правление князя Владимира (около 970—1016) территория Ч попала под власть царя Самуила, в 1018 перешла к Византии. При князе Воиславе (правил в 1031—51) Ч освободилась от византийской власти, к ней были присоединены Травуния и Хум. В 1077 князь Михаил стал королем. При короле Бодине (около 1082 — около 1101) в Зетскую державу (см. Зета) входили все сербские земли. В стране развивались феодальные отношения, значительную роль играли приморские гг. Котор, Будва, Бар, Улцинь. При Стефане Немане (король около 1170—96) территория Ч вошла в состав государства Неманичей. После смерти Стефана Душана Ч стала самостоятельной (1366). В 1361—1421 в Ч правили князья Балшичи, затем (до 1528) — Черноевичи, которым пришлось вести борьбу с Венецией и Османской империей. В 1396—1443 приморскими городами Ч овладела Венеция; в 1479 турецкие войска захватили г. Скадар и утвердились в равнинной части страны. В 1499 территория Ч была официально включена в состав Османской империи, но черногорцы упорно не признавали власти османских завоевателей. Уровень развития феодализма в стране был низким; значительная часть земли находилась в руках больших семей — задруг; задруги объединялись в братства, последние — в племена. Власть находилась в руках племенных старейшин — кнезов и воевод. Отстаивая свою независимость, черногорцы участвовали на стороне Венеции в венециано-турецкой войне 1645—69 и в войне (1683—99) "Священной лиги" с Османской империей. Митрополит (владыка) Данило Петрович Негош (правил в 1697—1735) — основатель династии Негошей, частью перебил, частью изгнал из Ч феодалов-потурченцев (черногорские феодалы, принявшие ислам). В 1713 был создан общий для Ч судебный орган — "Суд владыки Данилы". При Даниле произошло сближение Ч с Россией. В 1711 черногорцы по призыву Петра участвовали в войне против Османской империи. По Пожаревацкому мирному договору 1718, завершившему войну (1714—18) Османской империи с Австрией и Венецией, последняя получила ряд приморских общин и лишила Ч доступа к морю. В правление Петра Петровича Негоша (у власти в 1781—1830) связи Ч с Россией особенно укрепились. В ходе австро-русско-турецкой войны 1787—91 победой 22 сентября 1796 над войсками скадарского визиря Махмуда-паши Бушатли в битве при Крусах черногорцы положили начало своей фактической независимости. В период наполеоновских войн и подъема национально-освободительной борьбы сербского народа (1804—15) Ч выступала (соответственно) на стороне России и Сербии. В 1813 черногорцы овладели Бокой Которской, однако по решению Венского конгресса 1814—15 она вновь отошла к Австрии. При Петре Петровиче Негоше (правил в 1830—51) укрепилась в Ч центральная власть, в 1831 был учрежден Правительствующий сенат. Преемник Петра — Данило (правил в 1851—1860) провозгласил в 1852 Ч наследственным княжеством. Во время герцеговинско-боснийского восстания 1875—78 Ч оказывала военную и материальную помощь повстанцам, а в 1876 вступила вместе с Сербией в войну против Османской империи (см. Сербо-черногорско-турецкие войны 1876—78). В результате русско-турецкой войны 1877—78 признана независимость Ч, что подтверждалось решениями Берлинского конгресса 1878. К ней присоединялись районы с гг. Подгорица, Колашин, Никшич, Жабляк, Бар, Улцинь. Однако территория, отходившая к Ч по Сан-Стефанскому мирному договору 1878, значительно сокращалась. В последней трети 19 в. ускорилось в Ч капиталистическое развитие, начавшееся в 1-й половине 19 в. Произошли некоторые изменения и в надстройке: в 1879 вместо Сената были созданы Государственный совет, кабинет министров и Верховный суд; в 1888 принят "Имущественный законник Ч", вводивший некоторые нормы буржуазного права. В 1903 основана 1-я организация рабочих Ч — Рабочий союз. Под влиянием русской Революции 1905—07 усилилась оппозиция самодержавному режиму князя Николая (правил в 1860—1918), оформившаяся в 1906 в Народную партию (см. Клубаши). В 1905 была принята конституция; скупщина стала постоянно действующим органом. В 1910 Ч провозглашена королевством. Ч примкнула к Балканскому союзу 1912 и приняла участие в Балканских войнах 1912—13. В 1-й мировой войне 1914—18 Ч воевала на стороне Антанты. В январе — феврале 1916 была оккупирована австро-венгерскими войсками (освобождена осенью 1918). Большинство буржуазной эмиграции, ориентировавшейся на Россию и создало (в марте 1917) Черногорский комитет национального объединения, присоединившийся в августе 1917 к Корфской декларации.

  Под влиянием Октябрьской революции 1917 в России в Ч поднялось массовое движение за национальное и социальное освобождение, за объединение с Сербией на демократических принципах. В ноябре 1918 в Подгорице Великая народная скупщина приняла решение об объединении под эгидой сербского короля. 1 декабря 1918 Сербия, Ч и югославянские области распавшейся Австро-Венгрии объединились в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославия). В новом государстве Ч представляла собой отсталую аграрную окраину; правящая великосербская верхушка искусственно тормозила экономическое развитие Ч, стремилась к ее сербизации. После государственного переворота 1929 и установления в Югославии военно-монархической диктатуры Ч перестала существовать как самостоятельная административная единица. В апреле 1941 территория Ч, как и вся территория Югославии, была захвачена фашистскими войсками. Итальянские оккупанты превратили Ч в "губернаторство". В развернувшейся под руководством компартии Югославии (основана в 1919) Народно-освободительной войне в Югославии 1941—45 Ч стала одним из очагов вооруженной борьбы. 13 июля 1941 в Ч вспыхнуло вооруженное восстание против оккупантов (отмечается как День восстания народа Ч). 21 июля 1941 в Ч создан орган народно-демократической власти — народно-освободительный комитет. В ноябре 1943 в г. Колашине образовано Краевое антифашистское вече народного освобождения Ч и Боки (в июле 1944 преобразовано в Антифашистскую скупщину народного освобождения Ч). 31 декабря 1944 Ч была окончательно освобождена Народно-освободительной армией Югославии от фашистских оккупантов и их пособников. В апреле 1945 создано Народное правительство Ч, образован высший орган законодательной и исполнительной власти — Народная скупщина Ч

  С провозглашением 29 ноября 1945 ФНРЮ Ч стала одной из 6 народных республик в ее составе. Положение и суверенные права Народной Республики Ч (НРЧ) как равноправного члена федерации закреплены конституцией ФНРЮ (январь 1946) и конституцией НРЧ (декабрь 1946). В Ч, как и во всей Югославии, были проведены глубокие социально-экономические преобразования, обеспечившие ей вступление на путь строительства социализма. Достижения в социалистическом строительстве на основах самоуправления (см. Югославия, разделы Экономико-географический очерк, Исторический очерк) закреплены конституциями СФРЮ и Социалистической Республики Ч (СРЧ) в 1963, а затем в 1974. Ведущей идейной и политической силой СРЧ является Союз коммунистов Ч, действующий в качестве составной части Союза коммунистов Югославии. Как составная часть Социалистического союза трудового народа Югославии функционирует Социалистический союз трудового народа Ч

  А. Е. Москаленко (до конца 18 в.), И. Г. Яну.

  Хозяйство. На долю Ч (2,6% от населения СФРЮ) приходится (1975) 1,8% национального дохода, 1,5% валовой промышленной и 1,5% с.-х. продукции Югославии. В промышленности и строительстве занято (1971, перепись) 21,3% экономически активного населения (около 3% в 1939), в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и рыболовстве — 43,3% (свыше 80%). промышленность дает свыше 1/2 национального дохода республики, сельское хозяйство 1/6. За 1945—74 промышленное производство Ч выросло в 14 раз.

  Промышленность связана большей частью с добычей и обработкой минерального сырья, переработкой с.-х. продукции. Добывают бокситы (вблизи г. Никшич; около 1/5 общеюгославской продукции), руды (районы Плевли и Иванграда), бурый соль (на побережье). На р. Зета — каскад ГЭС. Имеются металлургический комбинат в Никшиче (сталь, прокат), комбинат в Титограде, деревообрабатывающий комбинаты в Мойковаце, Иванграде и Титограде, электротехнические заводы в Цетине, судоремонтные верфи в Которе, текстильные, пищевые и табачные предприятия в Титограде, Которе и Баре.

  Главная отрасль сельского хозяйства — горно-пастбищное животноводство, разведение овец (свыше 0,5 млн. голов — более 6% поголовья страны), а также малопродуктивного крупного рогатого скота. Горные пастбища и луга составляют 40% площади Ч Обрабатывается всего 6% площади Ч В Скадарской озерной котловине, долинах рек и межгорных котловинах посевы кукурузы, пшеницы, ячменя, картофеля. Плодоводство — слива, инжир, гранат, миндаль, апельсины (около 4/5 сбора в СФРЮ), мандарины (свыше 2/3 сбора), лимоны (1/2 сбора). Насаждения олив и виноградники.

  Морские порты — Бар и Котор. Главная ж.-д. магистраль Белград — Бар (пущена в эксплуатацию в 1976), значительная сеть автодорог. Главный аэропорт в Титограде. Приморские курорты и туризм.

  С. Н. Раковский.

  Культурное строительство и здравоохранение. В 1975 грамотность населения составляла 97%. Основной вид школы — восьмилетка. В 1974/75 уч. г. в 643 школах обучалось около 91,5 тыс. учащихся. Полное среднее образование дают гимназии. В 1974/75 уч. г. в 16 гимназиях обучалось свыше 9,4 тыс. учащихся. Работают школы для подготовки квалифицированных рабочих, технические и другие специальные школы (в 1974/75 уч. г. св. 15,7 тыс. учащихся). В 1974/75 уч. г. в 5 вузах Ч обучалось около 5,5 тыс. студентов. Университет в Титограде (основан в 1973).

  Большинство научных учреждений находится в Титограде: высшее научное учреждение республики — Академия наук и искусств Ч (основана в 1976), Исторический институт, Институт геологических и исследований, Гидрометеорологический институт, Сейсмологическая станция; в Которе — Институт биологии моря.

  В 1975 в Ч насчитывалось 11 научных и специальных библиотек, 19 народных и 476 школьных библиотек, 1 музей, 4 театра (1 профессиональный, 2 детских и 1 самодеятельный), 30 кинотеатров. В Титограде работают радиостанция, студия телепередач.

  В Ч издавались (1975): 46 газет (общий тираж 5077 тыс. экз.), 15 журналов (общий тираж 229 тыс. экз.), 140 наименований книг и брошюр (общий тираж 552 тыс. экз.).

  В области здравоохранения работали (по данным на 1974): 8 больниц, 94 амбулатории, 52 зубных кабинета, 13 противотуберкулезных диспансеров, 24 женские консультации, 20 поликлиник для детей младшего возраста, 14 поликлиник для школьников, 31 аптека.

  Морские курорты: Херцегнови, Бар.

  Литература. Проблемы, связанные с развитием национальной литературы Ч, недостаточно разрешены и освещены в югославском литературоведении. Существуют различные точки зрения: одними учеными литература Ч рассматривается как составная часть сербской литературы, другими — отстаивается концепция обособленности ее развития. В целом черногорская литература развивалась в тесном взаимодействии с другими югославскими литературами, особенно с сербской, чему способствовали этническое и языковое родство, общность исторических и культурных традиций, взаимосвязи деятелей культуры и литературы Ч и Сербии. Однако на разных этапах литературного процесса в черногорской литературе то преобладала тенденция к автономности (2-я половина 19 в.), то ее взаимодействие с сербской литературой носило более слитный характер (1-я половина 19 в.; период между двумя мировыми войнами). В условиях социалистической Югославии процесс развития литературы Ч характеризуется дальнейшей консолидацией национальных литературных сил при одновременном усилении разносторонних контактов с другими югославскими литературами.

  В Ч издавна бытовал богатый фольклор. От средневековья сохранились религиозные произведения, жития святых, требники и др. Известны рукописи А. Змаевича (1624—49), И. А. Ненадича (1709—84); "История Черногории" (1754) В. Петровича (1709—66), "Послания" Петра Петровича Негоша (1747—1830) и др.

  Большинство исследователей относят начало развития новой черногорской литературы к концу 18 — 1-й половины 19 вв. Ее основоположник — поэт и государственный деятель Петр Петрович Негош (1813—51), творчество которого продолжало героические традиции народного эпоса. В своих произведениях Негош создал поэтическую картину жизни Ч, воспел борьбу черногорцев и сербов за освобождение от османского ига; вершина его поэзии — драматическая поэма-эпопея "Горный венец" (1847), проникнутая идеей единения южных славян. Негош сыграл также видную роль в развитии раннего романтизма в сербской литературе.

  Со 2-й половины 19 в. до 1-й мировой войны 1914—18 ведущее место занимала романтическая поэзия (творчество С. Петровича-Цуцы, 1830—57; Николы Петровича, 1841—1921; М. Шобаича, 1836—1917, и др.). Прозаические жанры были развиты слабо и представлены этнографически-описательными "Рассказами черногорскими и приморскими" (1875) С. Митрова Любиши (1824—78), мемуарами М. Милянова (1833—1901) "Примеры доблести и геройства" (1901) и др. Появилась историческая драма: "Балканская царица" (1884) Николы Петровича; "Царев Лаз" (1894) Р. Рогановича Црногорца (1859—1900). Литература этого периода носила в основном фольклорно-романтический характер, была проникнута культом патриархального образа жизни, исторического прошлого, героизма.

  Несмотря на наличие национальных противоречий в условиях установленной (в январе 1929) в Югославии военно-монархической диктатуры, происходил численный рост творческой интеллигенции Ч Расширились жанровые и тематические рамки литературы, интенсивное развитие получила проза. В начале 30-х гг. в литературе Ч, как и во всех югославских литературах, возникло течение "социальный реализм", принявшее основные принципы реализма и опиравшееся на революционную идеологию. Наибольшего развития в русле "социального реализма" достигла поэзия: сборники "Кулак" (1936), "Огненные голуби" (1937), поэма "Пришельцы" (1937) Р. Зоговича (р. 1907); сборники "Леса" (1938), "Огненные утра" (1941) М. Баневича (1905—68); сборник "Две реки" (1938) Я. Джоновича (р. 1909); поэма "Сквозь голубые сумерки" (1929), сборник "Земля" (1934) М. Вуковича (1910—46). В эти годы также обогатилась социальная и психологическая палитра прозы; появился роман. Реалистическую картину жизни черногорского народа создали Р. Раткович (1903—54; роман "Невидбог", 1933), Д. Джурович (р. 1901; сборник рассказов "Среди горцев", 1936; роман "Страна Дукля", 1939), Н. Лопичич (1909—45; сборник рассказов "Крестьяне", 1939).

  Многие писатели Ч участвовали в Народно-освободительной войне 1941—45 в Югославии.

  После освобождения территории Ч от фашистских оккупантов и их пособников (31 декабря 1944), установления в 1945 народного строя (с 1963 Ч — социалистическая республика) литература вступила в наиболее плодотворный период развития. В послевоенные годы происходит интенсивный рост и дальнейшая консолидация литературных сил Ч Начали выходить литературные журналы "Стваранье" (1946), "Народна культура" (1951) и др. В 1956 было создано Общество черногорских писателей.

  Центральная фигура в литературе 50—70-х гг. — М. Лалич (р. 1914), в романах которого наиболее ярко отразилась тема народно-освободительной борьбы и революции: "Свадьба" (1950), "Ненастная весна" (1953), "Разрыв" (1955), "Облава" (1960), "Лелейская гора" (1962). К истории Ч, к национальным проблемам конца 19 — начала 20 вв. обратился Лалич в романе "Военное счастье" (1973). Прозаики А. Асанович (р. 1931; сборники рассказов "Долгие мгновения", 1956; "Игра с огнем", 1966), Ч Вукович (р. 1920; романы "Намертво — глубокое", 1959; "Водораздел", 1968, и др.), Бр. Щепанович (р. 1937; сборник рассказов "Перед истиной", 1961; повесть "Рот полон земли", 1974) наряду с событиями народно-освободительной войны изображают современную жизнь страны, обращаются к морально-этическим и психологическим проблемам.

  Основные достижения поэзии связаны с творчеством Зоговича (сборники "Упрямые строфы", 1947; "Артикулированное слово", 1965; "Лично, совсем лично", 1971), Джоновича (сборники "Горные ручьи", 1947, "Жажда дорог", 1961), Баневича (поэма "Сутеска", 1946, сборник "До искры", 1961), Д. Костича (р. 1917; сборники "Стихи", 1947; "Сети", 1955; "Забытые снега", 1958, и др.), Р. Вешовича (р. 1921; сборники "Вихри", 1950; "Ленты в долине", 1955). Для поэтов М. Краля (р. 1933), С. Перовича (р. 1932), Бл. Щепановича (1934—66), Е. Брковича (р. 1933) характерны поиски новых тем и форм.

  Современная драматургия представлена пьесами Брковича, В. Ивановича, Ж. Команина (р. 1935), В. Радовича и др.

  В области литературной критики работают Б. Милачич (р. 1920), М. Стойович (р. 1927), Р. Роткович (р. 1931) и др.

  Архитектура и изобразительное искусство. К эпохе неолита относится керамика со скромным лепным узором или расписным геометрическим орнаментом, близкая памятникам Сербии и Румынии (находки в Црвена-Стене), к концу эпохи бронзы и началу эпохи — укрепленные поселения и некрополи иллирийцев. В период греческих и римских завоеваний Ч включается в орбиту античной культуры, традиции которой в упрощенном варианте сохраняются в византийской период (6 в. н. э.) и после появления славян (7 в.) — остатки укреплений, домов, базилики, архитектурных фрагментов с нарядным резным декором в г. Дукля (Диоклея), близ Титограда.

  В средневековый период Ч испытывала воздействие культуры Италии и Далмации, которое скрещивалось с влиянием Сербии и Византии. В 9—10 вв. сооружались скромные однонефные, крестообразные и триконховые церкви из тесаного и ломаного камня. Появившиеся в 11 в. церкви в романском стиле сохраняли связь с дороманским зодчеством. В приморских районах в 12—13 вв. строились 3-нефные базилики с плоским деревянным потолком или крестовыми сводами (собор св. Трипуна в Которе, с 1166), а также однонефные постройки с полуциркульным сводом (церковь св. Павла в Которе, 1263—66), иногда с куполом на низком барабане, опирающемся на тромпы или пандативы (церковь св. Луки в Которе, конец 12 в.). Такие церкви, покрытые двускатными черепичными кровлями, часто имели глухие стены, арочную звонницу на западном фасаде, тщательно профилированный западный портал и "розу" над ним. Алтарная часть отделялась от храма каменной преградой с нарядной резьбой, в которой многообразные мотивы плетенки сочетались с зооморфными и растительными узорами, несущими отголоски античных. традиций (постройки в Улцине, Баре и др.). В период вхождения Ч в государство Неманичей в ее внутренних районах ощущалось воздействие архитектурной школы Рашки (см. Сербия). В 12—13 вв. здесь сооружались строгие по формам однонефные церкви с боковыми пристройками в виде пониженного трансепта и с куполом на кубическом основании (церковь монастыря Морача, 1252). Архитекторы Ч строили и на территории Сербии (Вит из Котора — автор церкви монастыря Дечани). В 14—16 вв. в постройках приморских районов появились отдельные готические детали (очертания окон и сводов), которые сочетались с романскими формами (церкви и дома в Сваче, Баре, Которе).

  Наиболее ранние образцы монументальной живописи Ч (фрески церкви св. Михаила близ Стона, 11—12 вв., с портретами князей Зеты) отражают воздействие искусства "Каролингского возрождения". Для изобразительного искусства 13—14 вв. характерно сочетание элементов романского и готических стилей с мотивами византийской иконографии ("Вуканово евангелие", 1202; киворий в соборе св. Трипуна в Которе, 1362). Фрески этого времени (в церкви монастыря Морача, 1252) близки сербскому искусству и отличаются изысканной и выразительной линеарной манерой.

  Османское нашествие и многовековой национальный гнет отрицательно сказались на развитии культуры Ч Большинство городов вплоть до 20 в. сохранило скученную малоэтажную каменную застройку. Ренессанс и барокко не получили развития в светском зодчестве и проявились лишь в деталях отдельных построек (дворцы в Которе, Баре, Перасте и Доброте). Стиль барокко получил наибольшее распространение в 17—18 вв. в церковном зодчестве Боки Которской, где работали главным образом итальянские архитекторы (церковь в Прчане, начата в 1790). В постройках местных архитекторов (церковь монастыря Савина близ Херцегнови, 1777—99, Н. Форетич) барочные черты сочетались с романскими и византийскими традициями. Среди живописцев в 15—16 вв. выделяются Ловро Маринов и Вицко Добричевичи (работавшие главным образом на территории Далмации), творчество которых отмечено ренессансными тенденциями, Т. Вукович и др. Скульптура эпохи барокко (рельефы и статуи алтарей) представлена главным образом работами иностранных мастеров. Среди местных живописцев в 17—18 вв. выделяются Дж. Митрофанович, А. Вуичич, а также Т. Коколя, автор стенных росписей, картин и портретов в духе позднего венецианского Возрождения. В работах живописцев из семьи Рафайловичей поздневизантийские традиции сочетались с отдельными барочными приемами. Поздневизантийским канонам вплоть до 19 в. следовала и миниатюра Ч

  После освобождения Ч от османского ига (1878) в городах появляются парадные постройки черногорской знати в духе позднего ампира (т. н. Данилов двор в Цетине, 1894—95). В 1870-е гг. сооружается г. Подгорица (ныне Титоград) с прямоугольной сеткой улиц. Появляются постройки в стиле эклектики (церковь св. Николая в Которе, 1910, неовизантийский стиль). В городах продолжают строиться простые и суровые 2—3-этажные жилые здания из нетесаного камня с черепичными кровлями и небольшими окнами и дверьми.

  В изобразительном искусстве 2-й половины 19 — 1-й трети 20 вв. формировалось национальное направление. В портретах, композициях на темы национальной истории, жанровых сценах П. Почека, А. Бокарича, М. Греговича, акварелиста И. Шобаича сосуществовали наивно-реалистические и академические черты. В 1920—30-е гг. национальные пейзажи и жанровые сцены в духе постимпрессионизма создавали М. Милунович, П. Лубарда. Социально-критические тенденции проявились в линогравюрах и картинах И. Новаковича. В скульптуре выделялись работы Р. Стийовича, отмеченные стилизованными обобщенными формами.

  Коренной поворот в истории культуры Ч наступил после установления народной власти. На руинах разрушенного в годы 2-й мировой войны г. Подгорица была создана новая столица Ч — г. Титоград. Началась разработка планов застройки городов, типовых проектов жилых зданий. В ней принимали участие и архитекторы других республик Югославии. В конце 1950—60-х гг. развернулось жилищное строительство (5-этажные секционные панельные здания в Титограде). Сооружаются школы, больницы, учреждения бытового обслуживания. В строительстве используются сборные каркасы. На побережье Адриатического моря реконструируются старые и сооружаются новые города, в которых создаются благоустроенные курортные комплексы (Будва, Трстено, Яз, Могрен и др.). Расположенный на острове древний г. Свети-Стефан превращается в город-отель. Успехи достигнуты в строительстве гостиниц, мотелей, административных зданий, отличающихся гибким использованием типовых конструктивных звеньев (гостиницы в Цетине, Херцегнови, административное здание в Которе, универмаг "Беко" в Титограде). Поиски национального своеобразия характерны для построек архитектора С. Радевич, отмеченных пластичной выразительностью деталей, фактурными контрастами (сочетание бетона с местным камнем и речной галькой), органичной связью с ландшафтом (гостиница "Подгорица" в Титограде).

  В изобразительном искусстве выделяются свободные по манере национальные пейзажи и натюрморты М. Милуновича, В. Лековича, А. Прийича, памятники Л. Томановича, В. Станича, полные динамики и красочной экспрессии пейзажи и исторические композиции П. Лубарды.

  Музыка. До конца 19 в. в Ч развивалась только народная музыкальная культура. Сохранились древние традиции исполнения народных эпических, героических (в сопровождении народного инструмента гусле), лирических и обрядовых песен. Драматической экспрессией отличаются обрядовые песни-плачи, особенно женские — т. н. тужбалицы; поэтичны лирические "пейзажные" (пастушеские). Распространены различные виды народного танца (коло) в сопровождении пения (местное название — оро). Для мелодий черногорских песен характерны небольшой диапазон, преобладание архаических попевок в натуральных ладах, нередко смешанные и переменные размеры, свободное ритмическое строение; типично многоголосие (часто с секундовыми диссонансами). Музыкально-общественные организации и исполнительные коллективы начали возникать в Ч в последней четверти 19 в.; были созданы: военные оркестры (осн. А. Шульцем, 1871, и Ф. Вимером, 1889), хоровые общества "Бранко" в Подгорице (ныне Титоград, 1892), "Негош" (Цетине, 1908), "Захумле" (Никшич, 1898). Один из первых профессиональных музыкантов — композитор Й. Иванишевич (конец 19 в.), получивший образование в Праге (ученик З. Фибиха). Первая музыкальная школа работала в Цетине (1924—25 и 1932—41). После 2-й мировой войны 1939—45 открылся ряд музыкальных школ — в Цетине (начальная школа "Негош", 1947; преобразована в 1948 в среднюю музыкальную школу), им. М. Милянова в Титограде (1950), в Которе (1951) и других городах. Организованы симфонический оркестр и смешанный хор Радио в Титограде, государственный ансамбль народной песни и танца "Оро". Кроме существовавших и продолжающих функционировать, в 1960-х гг. созданы хоровые общества любителей "Станко Драгоевич" в Титограде, "Никола Джуркович" в Которе, Общество композиторов и музыкантов-исполнителей Ч, Союз культурных и художественных обществ Ч (в Титограде).

  Е. И. Гордина.

  Театр. Следы старинных театрализованных обрядов (подробных сведений о них не сохранилось) остались в народных обычаях, многие из которых бытовали еще в 19—1-й половины 20 вв. Значительным вкладом в театральную культуру Ч было творчество Петра Петровича Негоша, автора драматической поэмы "Горный венец" (1847) и драмы "Лжецарь Степан Мали" (1851), написанных на сюжеты из исторического прошлого Ч (ставились в любительских кружках). В Цетине также устраивались любительские спектакли, гастролировали труппы из Сербии, Хорватии и других областей. После освобождения Ч от фашистских оккупантов и их пособников (31 декабря 1944) в 1953 в Титограде был создан черногорский Национальный театр, включающий драматическую и оперную труппы. В репертуаре драматической труппы — югославская и зарубежная классика, произведения Петра Петровича Негоша, современных черногорских драматургов В. Радовича, Ж. Команина, а также других республик Югославии. Ставятся пьесы русских драматургов (Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. П. Чехова), советских авторов (А. Н. Арбузова). В составе драматической труппы: режиссер Б. Эракович, Н. Вавич, актеры В. Мандич, Д. Томас, З. Раичевич, Г. Ленголд, П. Бегович, Д. Малович, Б. Вукович, Ч Вуканович, З. Стоимиров. В работе театра участвуют режиссеры из других республик Югославии.

  Н. М. Вагапова.

 

  Лит.: Ровинский П. А., Ч в ее прошлом и настоящем, т. 1—3, СПБ, 1888—1915; Писарев Ю. А., Сербия и Ч в первой мировой войне, М., 1968; История Югославии, т. 1—2, М., 1963; Историja Црне Горе, књ. 1—2, Титоград, 1967—70; Joвановић Б., Црна Гора у народно-ослободилачком рату и социjaлистичкоj револуциjи, т. 1, Београд, 1960; Букић Т., Преглед књижевног рада Црне Горе од владике Василиja до 1918 године, Цетиње, 1951; Стоjoвић М., Надмоћ људскости, Титоград, 1968; его же, Поглед на савремену црногорску књижевност, "Стварање", 1974, № 9; Перовић С., Преглед црногорске драмске књижевности, "Стварање", 1974, № 11; Алешина Л. С., Яворская Н. В., Искусство Югославии, М., 1966; Белоусов В. Н., Современная архитектура Югославии, М., 1973; Петковић В. Р., Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа, Београд, 1950; Дероко А., Средњевековни градови у Србиjи, Црноj Гори и Македонjи, Београд, 1950; Споменик (Српска Академjа наука), т. 103, 105, Београд, 1953—56; L"artbyzantin chez les slaves, v. 1, Р., 1930; Frolov A., Millet G., peinture du Moyen âge en Yougoslavie, fasc. 1—4, ., 1954—69; Шоћ П., Први црногорски музичари, "Стварање", 1952, № 11, 12; 1953, № 1—2; Pogačar A., Muzička nastojanja u Crnoj Gori krajem XIX i početku XX vijeka, Kotor, 1957; История зарубежного театра, ч. 2, М., 1972; Sterijino pozorje, 1974, Novi Sad, 1975.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 12:16:31