Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Церковь

Церковь (далее Ц) (от греч. kyriake (oikía)— божий дом), 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучения и культа; главные отличительные признаки Ц: наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы (см. Догматы, Культ); иерархический характер, централизация управления; разделение всех, принадлежащих к Ц, на профессиональных служителей культа (духовенство) и рядовых верующих (мирян). Во всех антагонистических социальных системах Ц связана с господствующими классами, выполняет важные политические, правовые и идеологические функции, поддерживая и освящая эксплуататорские отношения. В социалистических странах Ц осуществляет исключительно религиозные функции. Религиозные организации, представляющие собой частные объединения верующих, имеют единственную цель — совместное отправление религиозного культа; обязаны соблюдать законодательства о культах. В СССР и в большинстве других социалистических стран Ц отделена от государства.

  Ц окончательно оформилась в эпоху феодализма. В этот период она была особенно тесно связана со всей государственной и социальной структурой, выступая, — как отмечал Ф. Энгельс, — "... в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Церковный приход был не только религиозной, но и социальной ячейкой, своего рода соседской общиной. К Ц принадлежали все члены общества (отлучение от Ц являлось наказанием; все, отошедшие от нее, квалифицировались как "еретики"). Для рядовых прихожан (крестьян, ремесленников) храм являлся не только местом отправления обрядов, но также политическим и общественным центром. Принадлежность к данной Ц в эпоху феодализма основывалась преимущественно не на сознательном выборе, а на семейных и национальных традициях. Ц противостояли секты, включавшие в себя людей, отколовшихся от нее, порвавших с господствующей религией и выступавших, как правило, с позиций неприятия существующего строя (см. Сектантство). Большинство сект, в отличие от Ц, формировалось преимущественно на основе индивидуального сознательного вступления в них.

  При капитализме положение Ц (как и др. религиозных организаций) существенно меняется. Ц утрачивает свою монополию в различных областях умственной деятельности, в ряде капиталистических стран ( США и др.) отделяется от государства и теряет прежние правовые функции. Возникает "религиозный плюрализм", при котором равноправные в юридическом отношении религиозные организации конкурируют друг с другом; в области религии индивиду предоставляется известная свобода выбора, маскирующая связь религиозных организаций, и в первую очередь Ц, с господствующим классом. Капиталистическая индустриализация и урбанизация меняют облик первичной церковной общины: разрыв между местом работы и местом жительства, усиление социальной и территориальной мобильности населения, распространение религиозного индифферентизма и свободомыслия — все это меняет прежнюю роль прихода. Религиозная группа в условиях капитализма не совпадает с какими-либо иными социальными общностями. Свою принадлежность к Ц многие верующие воспринимают формально. Стираются различия между Ц и сектами. Ц фактически перестает включать все население; многие секты становятся массовыми, утрачивая прежний замкнутый характер; осуждение ими существующего миропорядка зачастую сменяется полным его приятием.

  Крупнейшие христианские Ц: православная церковь (состоящая из автокефальных церквей), католическая (см. в ст. Католицизм), армянская апостольская церковь, протестантские церкви (англиканская церковь, лютеранская церковь (см. в ст. Лютеранство), кальвинистская церковь (см. в ст. Кальвинизм)). В протестантизме многие секты преобразовываются в Ц (методисты, баптисты, меннониты).

  В конфуцианстве, буддизме, иудаизме такой четко выраженной корпоративной централизованной церковной организации, как в христианстве, не сложилось (хотя и существует в некоторых из них иерархия духовенства), ибо эти религии в первую очередь декларируют тождественность гражданской и религиозной общин, принципиально отвергая саму идею их раздельного существования (а значит. и автономного религиозного коллектива в лице Ц).

  Д. М. Угринович.

 

  2) Здание для богослужений в христианской религии. На протяжении многовековой истории христианства у различных народов сложились разнообразные типы Ц, состоящих, как минимум, из алтарной части (см. Алтарь), ориентированной на В., и примыкающего к ней помещения для молящихся. Чаще Ц — комплекс из многих взаимосвязанных частей (см. Капелла, Крипта, Придел, Трапезная). Главная христианская Ц города или монастыря называется собором. Лютеранские Ц обычно называются кирками или кирхами, польские католические Ц — костелами.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 09:51:29