Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Центр давления

Центр давления (далее Ц) точка, в которой линия действия равнодействующей приложенных к покоящемуся или движущемуся телу сил давления окружающей среды (жидкости, газа), пересекается с некоторой проведенной в теле плоскостью. Например, для крыла самолета (рис.) Ц определяют как точку пересечения линии действия аэродинамической силы с плоскостью хорд крыла; для тела вращения (корпус ракеты, дирижабля, мины и др.) — как точку пересечения аэродинамической силы с плоскостью симметрии тела, перпендикулярной к плоскости, проходящей через ось симметрии и вектор скорости центра тяжести тела.

  Положение Ц зависит от формы тела, а у движущегося тела может еще зависеть от направления движения и от свойств окружающей среды (ее сжимаемости). Так, у крыла самолета, в зависимости от форм его профиля, положение Ц может изменяться с изменением угла атаки a, а может оставаться неизменным ("профиль с постоянным Ц"); в последнем случае хцд " 0,25b (рис.). При движении со сверхзвуковой скоростью Ц значительно смещается к хвосту из-за влияния сжимаемости воздуха.

  Изменение положения Ц у движущихся объектов (самолет, ракета, мина и др.) существенно влияет на устойчивость их движения. Чтобы их движение было устойчивым при случайном изменении угла атаки а, Ц должен сместиться так, чтобы момент аэродинамической силы относительно центра тяжести вызвал возвращение объекта в исходное положение (например, при увеличении а Ц должен сместиться к хвосту). Для обеспечения устойчивости объект часто снабжают соответствующим хвостовым оперением.

  Лит.: Лойцянский Л. Г., Механика жидкости и газа, 3 изд., М., 1970; Голубев В. В., Лекции по теории крыла, М. — Л., 1949.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.03.2024 08:36:47