Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Центральноамериканский общий рынок

Центральноамериканский общий рынок (далее Ц) (ЦАОР), организация развивающихся стран Центральной Америки, созданная в целях постепенного объединения национальных хозяйств стран-участниц в единый "общий рынок". Страны Центральной Америки раньше др. развивающихся стран, в том числе латиноамериканских, вступили на путь интеграции. Генеральный договор центральноамериканской экономической интеграции заключен в 1960 в г. Манагуа (Никарагуа) и вступил в силу 4 июня 1961. Участники ЦАОР: Гватемала, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас (до января 1971), Коста-Рика (с 1962 по сентябрь 1972).

  Участники ЦАОР договорились постепенно либерализовать взаимную торговлю, ввести в действие единую центрально-американскую таможенную номенклатуру, применять единый таможенный тариф "общего рынка" в отношении третьих стран. Договор запрещает субсидирование экспорта и "нелояльную конкуренцию", рассматривает вопросы финансирования экономического развития на основе регионального равенства, определяет режим транспорта и транзитных перевозок, предусматривает унификацию налоговых стимулов промышленного развития, разрешает свободное движение рабочей силы и капиталов в пределах территории стран-участниц.

  Единый таможенный тариф был введен в 1965. К началу 70-х гг. торговля товарами, составляющими 98% единой центральноамер. таможенной номенклатуры, была полностью либерализована. (В то же время оставшиеся 2% составляют по стоимости 1/5 внутризонального товарооборота стран ЦАОР и включают такие товары, как нефтепродукты, пшеница, кофе, электрооборудование, средства транспорта.) В 1974 товарооборот в рамках ЦАОР составил 535 млн. долл. по сравнению с 80 млн. долл. в 1961. Удельный вес внутризонального экспорта в общем экспорте стран — членов ЦАОР возрос за тот же период с 7% до 29%. Значительно возросла торговля готовыми промышленными изделиями, особенно тех отраслей промышленности, которые перерабатывают сырье несельскохозяйственного происхождения.

  Интеграция в промышленности, сельском хозяйстве, электроэнергетике, транспорте и связи развивается медленно. Интегрируются прежде всего отрасли промышленности, по которым возможно самообеспечение в рамках ЦАОР. Согласованы меры по созданию интегрированных предприятий по производству автопокрышек, каустической соды, инсектицидов, удобрений, фанеры, муки, координируется производство зерновых, разработаны 4 проекта объединения энергосистем. Создана система взаимных расчетов на основе общей расчетной валюты — центрально-американское песо, равного по курсу доллару США (введена с 1962).

  С начала 70-х гг. процесс центрально-американской экономической интеграции переживает период трудностей и противоречий. Они связаны с относительно низким уровнем мировых цен на товары центрально-американского экспорта, с недостатком стимулов для осуществления капиталовложений в многонациональные проекты, корыстной деятельностью империалистических монополий. Правящие круги, прежде всего наиболее развитых в промышленном отношении Гватемалы и Сальвадора, и стоящие за ними иностранные монополии пытаются решить ряд задач интеграции за счет более слабых в экономическом отношении партнеров.

  О кризисном положении ЦАОР свидетельствуют разрыв торговых отношений между Гондурасом и Сальвадором после вооруженного конфликта между ними в 1969 и развернувшаяся "торговая война" между партнерами по ЦАОР.

  В связи с тем, что ЦАОР основан на принципе "равных возможностей" иностранного и национального капитала, монополии США получили новый, более широкий рынок, а также возможность обходить импортные ограничения, использовать низкие налоги и дешевую рабочую силу. Это привело к резкому росту прямых инвестиций США в Центральной Америке — с 37 млн. долл. в 1960 до 750 млн. долл. в 1972. Более 75% промышленных предприятий, на которые распространяются договоры ЦАОР, принадлежат иностранному капиталу, главным образом капиталу США. Имея в своих руках мощные экономические рычаги, американский империализм пытается также использовать интеграционный процесс в целях сколачивания военно-полицейского блока в Центральной Америке.

  В целях поиска выхода из кризисного положения, сложившегося в ЦАОР, было решено создать т. н. Комитет на высшем уровне из представителей всех 5 стран. Однако состоявшиеся в 1973—75 тринадцать заседаний этого комитета окончились по существу безрезультатно. Основной пункт разногласий — различное отношение стран к иностранному капиталу.

  На проведенном в июле 1975 совещании президентов Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики было принято решение "разработать новый договор, который должен, среди прочих аспектов, отвечать критериям технической и политической осуществимости и гарантировать соответствующее участие каждой из пяти стран в процессе интеграции".

  Создание ЦАОР не способствовало решению наиболее насущных проблем социально-экономического развития стран Центральной Америки: преодолению монокультурного характера их экономики, ослаблению зависимости этих стран от диктата американских монополий, проведению аграрных реформ, повышению жизненного уровня трудящихся масс.

  Лит.: Романова З. И., Проблемы экономической интеграции в Латинской Америке, М., 1965; Зафесов Г. Р., Латинская Америка: объединение или разобщение?, М., 1971; Леонов Н. С., Очерки новой и новейшей истории стран Центральной Америки, М., 1975; Latin American economic integration, . . — (a. o.), (1966); Factores para la integración Latinoamericana, Мéх. — В. Aires, 1966.

  Б. Н. Щеголев.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.03.2024 09:43:58