Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Цена

Цена (далее Ц) денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товаров общественно необходимого рабочего времени. Научная теория Ц, создана К. Марксом. Он раскрыл содержание, закономерности формирования и движения Ц "Ц есть денежное название овеществленного в товаре труда..., показатель величины стоимости товара..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 111). В основе уровней и соотношений Ц и их движения лежит закон стоимости (см. Стоимости закон). В то же время на динамику Ц оказывают влияние и др. факторы (изменения стоимости золота, количества бумажных денег в обращении, соотношение спроса и предложения, социальные факторы и т.п.), которые могут вызвать отклонения Ц от стоимости: "... возможность количественного несовпадения цены с величиной стоимости, или возможность отклонения цены от величины стоимости, заключена уже в самой форме цены" (Маркс К., там же, с. 112). Однако в общественном масштабе эти отклонения взаимно погашаются, и сумма Ц совпадает с суммой стоимостей товаров. Соотношения цен конкретных товаров устанавливаются с учетом различий в их потребительских свойствах, качестве.

  Ц возникла в период разложения первобытнообщинного строя, когда общественное разделение труда привело к устойчивому обмену и необходимости выделения особого товара (денег), в котором все остальные товары выражали бы свою стоимость.

  Ц устанавливались стихийно: первоначально в процессе обмена на продукты совместного труда членов общин, затем на продукты труда частных землевладельцев и ремесленников, а также работников-рабов (в рабовладельческом обществе) и крепостных (при феодализме). Однако преобладающая часть продуктов труда, поступавших в непосредственное потребление производителей или передававшихся в натуральной форме рабовладельцам и феодалам, не становилась товаром и не имела Ц

  В капиталистической экономике Ц приобретает всеобщий характер. Товарами, имеющими стоимость и Ц, становятся почти все продукты труда, а также рабочая сила человека, стоимость и Ц которой находят свое денежное выражение в заработной плате. Многие товары, не имеющие собственной стоимости, приобретают Ц (цена земли, акции). Ц выражает капиталистические производственные отношения, способствует производству и реализации прибавочной стоимости, составляющей содержание и механизм эксплуатации наемного труда капиталом.

  С развитием капитализма в результате модификации стоимости претерпевает изменения и непосредственная основа Ц На стадии возникновения капитализма в основе Ц лежала рыночная стоимость товаров, которая отражала затраты на производство и воспроизводство преобладающей части данного вида товаров. Рыночная Ц колебалась вокруг рыночной стоимости, отражая в конечном счете уровень и тенденции изменения величины стоимости. Формула Ц в этом случае: Цс = с + v + m, где Цс Ц, непосредственной основой которой является стоимость товаров; с — перенесенная стоимость израсходованных при изготовлении товаров средств производства; v + m — вновь созданная стоимость, включающая стоимость, созданную необходимым трудом (v), и прибавочную стоимость (m). Когда капиталистический способ производства подчинил себе все основные сферы производства и преобразовал его техническую базу, ориентировка рыночных Ц на стоимость порождала неодинаковую норму прибыли на равный капитал из-за различий в органическом строении капитала, занятого в разных отраслях. В результате переливов капитала эти различия сглаживались путем устойчивых отклонений Ц от стоимости и образования средней нормы прибыли. Непосредственной основой рыночных Ц, центром их колебаний становится цена производства: Цn = К + p", где К = с + v — издержки производства товара, выражающие затраты капиталиста на израсходованные в процессе изготовления товара средства производства и рабочую силу (затраты на сырье, материалы, амортизация, заработная плата, накладные расходы); р" — средняя норма прибыли; К — капитал, авансированный для производства товара (включая полную стоимость основного капитала — зданий, сооружений и т.п.). К. Маркс в "Капитале" и ряде др. работ показал, что модификация стоимости в цену производства не отменяет закона стоимости: в отраслях с низким органическим строением капитала Ц товаров устойчиво отклоняются вниз от стоимости, в отраслях с высоким органическим строением — вверх от стоимости, а в целом сумма Ц по-прежнему выражает сумму стоимостей товаров. Переход к ценам производства является специфическим для капитализма методом обеспечения экономических условий для расширенного воспроизводства в отраслях, отличающихся высоким органическим строением капитала.

  На стадии империализма все более широкое распространение получает монопольная цена, с помощью которой монополии, опираясь на свою экономическую силу, реализуют монопольную сверхприбыль: Цм = К + р"К + М, где М — монопольная сверхприбыль, излишек над средней прибылью. Преобладание монопольных Ц ведет к дальнейшему отклонению рыночных цен от стоимости (выше цен производства — для монополизированных товаров, ниже стоимости — для отдельных капиталистов — аутсайдеров, которые не могут реализовать среднюю прибыль, для ремесленников, для рабочих — продавцов своей рабочей силы, а также для эксплуатируемых народов колоний, полуколоний, отставших в экономическом развитии стран). Господство монополий, так же как и государственно-монополистическое регулирование Ц, означает расширение рамок неэквивалентного обмена. Однако и при монопольных Ц закон стоимости продолжает действовать. Монополии активно используют неэквивалентный обмен и инфляционный рост Ц для увеличения монопольных прибылей и усиления эксплуатации рабочего класса и экономически отсталых наций.

  Интернациональная Ц производства, складывающаяся на мировом рынке, служит основой мировых цен (см. также Цены внешнеторговые, Цены мирового социалистического рынка).

  Социалистической экономике присуща плановая Ц, выражающая планомерно складывающиеся экономические отношения на основе социалистической собственности. Как и товарно-денежные отношения, Ц перестает носить всеобщий характер: не является товаром и не имеет стоимости рабочая сила; не продаются земля, леса, недра, исчезают акции. Плановая Ц сохраняет свое стоимостное содержание, остается денежным выражением стоимости товаров. В то же время наряду с законом стоимости на формирование и движение Ц оказывают воздействие основной экономический закон социализма, закон планомерного развития и другие специфические законы социализма. Ц на отдельные товары могут сознательно устанавливаться выше или ниже стоимости. Это диктуется теми или иными задачами политики цен социалистического государства.

  Плановая Ц возникла в переходный период от капитализма к социализму. Она устанавливалась органами пролетарского государства и противостояла спекулятивным Ц свободного рынка и Ц, устанавливаемым капиталистами и частными торговцами. По мере овладения социалистическим государством товарно-денежными отношениями и системой цен, вытеснения капиталистического и преобразования мелкотоварного уклада плановая Ц получала все большую сферу применения.

  В условиях развитого социализма роль Ц в механизме планомерного управления народным хозяйством возрастает. Ц становится одним из мощных рычагов экономического управления в руках социалистического государства. Ц активно используются в качестве действенного инструмента повышения эффективности и технического уровня производства, неуклонного роста реальных доходов населения.

  25-й съезд КПСС (1976) поставил задачу повысить стимулирующую роль Ц в ускорении научно-технического прогресса, обновлении и улучшении качества выпускаемой продукции, рациональном использовании материальных ресурсов.

  Плановая Ц выполняет несколько функций: учетную — средство учета и измерения общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию товаров, что позволяет использовать ее в качестве инструмента планово-экономических расчетов, норматива затрат общественного труда; стимулирующую — рычаг воздействия на темпы и эффективность технического прогресса, на улучшение качества продукции, снижение себестоимости, повышение эффективности общественного производства; перераспределительную — средство перераспределения дохода на основе отклонения цен от стоимости товаров для решения социальных или хозрасчетных задач (например, при установлении относительно низких Ц на товары детского ассортимента, мясо, молоко, картофель, услуги жилищного хозяйства и высоких Ц на алкогольные напитки, предметы роскоши; при использовании расчетных Ц для предприятий, находящихся в неодинаковых природных условиях).

  Базой плановой Ц является стоимость товаров, общественно необходимые затраты труда на их производство и реализацию. Непосредственной основой Ц может быть также та или иная модификация стоимости. После реформы оптовых Ц (1967) применяются дифференцированные по отраслям нормативы рентабельности в процентах к стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Уровень прибыли в Ц планируется с таким расчетом, чтобы нормально работающие предприятия могли, как правило за счет прибыли, вносить в бюджет плату за производственные фонды, процент за кредит, производить отчисления в фонды экономического стимулирования.

  Система Ц в социалистическом обществе включает ряд видов и разновидностей внутренних Ц

  1. Оптовые цены; к ним относятся: оптовые Ц предприятий на промышленную продукцию, возмещающие их издержки и обеспечивающие нормативную прибыль; оптовые Ц промышленности, по которым продукция приобретается потребителями (по ряду товаров эти Ц включают наряду с оптовыми Ц предприятий издержки и прибыль сбытовых организаций, а в некоторых случаях и налог с оборота по товарам народного потребления, нефтепродуктам, газу, электроэнергии); расчетные Ц, дифференцированные по предприятиям или их группам с учетом различий в объективных условиях производства (для потребителей в этих случаях обычно используются единые Ц); оптовые Ц на с.-х. технику, минеральные удобрения и др. средства производства, реализуемые колхозам и совхозам (они могут быть ниже оптовых Ц для промышленных предприятий); Ц на готовые строительные объекты (функцию Ц выполняет также сметная стоимость строительства); тарифы на электроэнергию для предприятий и организаций; тарифы на грузовые перевозки ж.-д., автомобильным, водным, воздушным, трубопроводным транспортом; наценки и скидки материально-технического снабжения и сбыта, торговли, заготовок, "Союзсельхозтехники". Особой разновидностью оптовых Ц являются: лимитные цены (предельно допустимые), определяемые на стадии проектирования новой техники; договорные Ц на научные разработки; ставки платы за используемые предприятиями природные ресурсы (ставки возмещения затрат на геологоразведочные работы, попенная плата, плата за воду и т.п.).

  2. Закупочные цены на продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства, а также грибы, ягоды и т.п., закупаемые заготовительными организациями у колхозов, совхозов и населения.

  3. Розничные цены, по которым товары народного потребления и услуги оплачиваются населением. К ним относятся: государственные розничные Ц, по которым товары реализуются населению предприятиями государственной и кооперативной торговли; Ц и тарифы на бытовые, жилищно-коммунальные, зрелищные и др. услуги, оказываемые населению; тарифы на услуги пассажирского транспорта и связи; Ц комиссионной торговли (на продукты, закупленные потребительской кооперацией у населения и реализуемые в специальных магазинах по Ц, близким к Ц колхозного рынка); Ц колхозного рынка, складывающиеся под влиянием соотношения спроса и предложения на продукцию личного подсобного хозяйства и колхозов.

  С точки зрения срока действия различают Ц: постоянные; временные (например, временные оптовые на принципиально новую технику, впервые производимую в СССР; временные оптовые и розничные на товары-новинки); сезонные (на ранние овощи, фрукты, картофель); ступенчатые (снижающиеся в заранее установленные сроки по мере расширения производства, снижения издержек производства и морального старения продукции); установленные на определенный срок.

  По способу включения транспортных расходов различают Ц: франко-потребитель (электроэнергия, газ); франко-строительная площадка (на строительные материалы в ряде районов страны); франко-вагон — станция назначения (например, прокат черных металлов, нефтепродукты); франко-вагон — станция отправления (на цветные металлы, продукцию машиностроения и др.); франко-склад поставщика (например, на торф).

  В зависимости от района действия Ц могут быть едиными по стране (оптовые Ц на прокат цветных металлов, продукцию машиностроения), поясными (оптовые Ц на ряд нефтепродуктов, цемент, розничные Ц на некоторые продовольственные товары), зональными (оптовые Ц на руду, закупочные Ц на с.-х. продукцию), республиканскими (единые по союзным республикам) или местными (устанавливаемые местными органами, например Ц и тарифы на большинство видов бытовых услуг, оптовые и розничные Ц на игрушки и т.п.). (См. Дифференцирование цен.)

  В других социалистических странах экономическое содержание Ц и ее функции, а также основные виды Ц те же, что и в СССР. В отдельных странах по методам установления различаются 3 категории Ц: твердые Ц на основные товары и услуги, устанавливаемые в централизованном порядке; лимитированные Ц, утверждаемые в определенных пределах, и свободные Ц, устанавливаемые по соглашению сторон.

  Лит. см. при ст. Ценообразование.

  Ю. В. Яковец.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.03.2024 06:24:55