Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Целесообразность

Целесообразность (далее Ц) соответствие явления или процесса определенному (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели. Ц рассматривается, с одной стороны, как имманентная (внутренняя) взаимосвязь объекта самого по себе, а с другой - как некоторое отношение в сфере взаимодействия объекта и субъекта. Отношение Ц, характерное для человеческой деятельности, вместе с тем может выступать в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулируемых и эквифинальных систем (т. е. систем, способных достигать одинакового конечного результата независимо от начальных условий).

  Генетически понятие Ц связано с целеполаганием как существенным элементом человеческой деятельности, характеризующим как мыслительные процессы, так и предметную деятельность человека, прежде всего - процесс труда (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 189). Основа целесообразной деятельности человека - законы внешнего мира, природы (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 171).

  В мышлении донаучного периода в силу его антропоморфизма представление о Ц, которая присуща человеческой деятельности, распространялось на природу. Антропоморфизм характерен и для религиозного мировоззрения, толкующего Ц как выражение божественного разума; он лежит в основе идеалистической телеологии, извращенно толкующей Ц Вместе с тем в классических формах телеологии (имманентная телеология Аристотеля, Г. Лейбница, Ф. Шеллинга и особенно Г. Гегеля) были раскрыты некоторые диалектические аспекты проблемы Ц Научная интерпретация проблемы Ц стала возможной лишь в рамках диалектико-материалистического мышления, выявляющего объективное значение Ц

  При исследовании форм Ц как объективного факта природы особое значение приобретает изучение органической Ц, которая проявляется в характерных для живых систем особенностях строения и функций, организации процесса обмена веществ, управления и регуляции и пр. Именно здесь телеология в разных ее формах претендовала если не на универсальное значение, то во всяком случае на роль необходимого "дополнения" к якобы недостаточному каузальному (причинному) анализу. По мере развития биологии постепенно преодолевалось телеологическое мышление, органическая Ц объяснялась путем обращения к ее материальным причинам. Особое значение имела здесь дарвиновская теория эволюции (см. Эволюционное учение), которая объяснила органическую Ц как приспособленность организмов к условиям их существования. Отвергая телеологию, дарвинизм вместе с тем не отбрасывал фактор органической Ц (см. ниже Ц в биологии).

  С позиций диалектико-материалистического детерминизма получают объяснение не только структурные, но и генетические аспекты органической Ц, т. е. представление об известной направленности (и в этом смысле Ц) морфофизиологических реакций - наследственных изменений, метаболических, термодинамических и пр. процессов живых систем. Эта направленность процессов живых систем, определяемая взаимодействием внешних и внутренних условий, активностью организмов, вырабатываемая исторически и в индивидуальном развитии, реально обнаруживается лишь в качестве общей тенденции - не однозначно, а статистически.

  Новые аспекты проблемы органической Ц раскрывает развитие биокибернетики, в частности принцип обратной связи, согласно которому в живых системах происходит обратное воздействие конечного эффекта, результата процесса на его исходный пункт, начало. Отношение Ц выступает здесь как специфическая форма взаимодействия, позволяющая обнаружить определенную направленность процессов, их обусловленность конечными результатами, предстающими в качестве целей (разумеется, речь идет не о сознательных целях, а лишь об их аналогах, объективных по самой своей природе). Условность подобного использования понятия Ц не является основанием для отказа от него. Аналогия с процессами целесообразной человеческой деятельности может быть в некоторых случаях весьма эффективной, в частности в биологии и кибернетике. В то же время вполне правомерен особый научный подход - т. н. целевой подход, ориентирующий исследование на анализ отношения Ц, взаимодействия процессов в эквифинальных системах. Основой его является методологический принцип Ц, т. е. подчинение процесса научного исследования его целевой, конечной стадии. Интерпретируемый т. о. целевой подход может широко применяться не только в исследовании таких систем, но и циклических процессов или процессов поступательного развития.

Ц в биологии - приспособленность организмов (в целом) к условиям существования, а также их отдельных органов к выполнению присущих им функций. Например, конечности различных позвоночных животных приспособлены к движению или по твердой, или по рыхлой почве, к прыжкам, к рытью земли, к лазанию по деревьям, к плаванию, планированию или полету; строение органов чувств - к восприятию света (глаза), звуковых колебаний (органы слуха), веществ (органы обоняния и вкуса); форма зубов - к удержанию и умерщвлению добычи, для измельчения животной или перетирания растительной пищи. Ц проявляется также в виде покровительственной, предупреждающей окраски и др. признаков, обеспечивающих маскировку. К числу целесообразных признаков организации относятся взаимные приспособления, например особенности строения растений и насекомых, обеспечивающие перекрестное опыление цветков. Таким приспособлением является своеобразная структура цветков, например у шалфея и орхидей. Насекомое, стремясь добыть из цветка нектар, обсыпается пыльцой и переносит ее на пестик другого цветка. Взаимные приспособления животных очень ярко выражены в явлениях паразитизма, когда у паразита возникают образования, помогающие удерживаться на поверхности хозяина или обитать в его внутренних органах. Приспособления же хозяина к паразиту выражаются в выработке свойств, уменьшающих вредное воздействие паразита.

  До выхода в свет "Происхождения видов" Ч. Дарвина (1859), а иногда и после опубликования этого труда предпринимались попытки истолкования органической Ц как результата действия внешней среды непосредственно на организм или через посредство упражнения и неупражнения органов, причем организмам необоснованно приписывалась способность изменяться адекватно имеющимся условиям и наследовать эти приспособительные изменения. Материалистическое объяснение целесообразных формообразовательных и функциональных реакций в онтогенезе и возникновение целесообразных признаков в филогенезе сводится к признанию Ц как результата естественного отбора, сохраняющего организмы с целесообразными, т. е. соответствующими условиям существования, признаками. Всякая Ц в строении и жизнедеятельности организмов относительна, т.к. приспособительные признаки остаются такими только в данных условиях существования, а при изменении условий они перестают быть целесообразными.

  Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Морган Т. Г., Экспериментальные основы эволюции, пер. с англ., М. - Л., 1936; Дарвин Ч,, Происхождение видов путем естественного отбора, М. - Л., 1939 (Соч., т. 3); Бернштейн Н. А., Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1966; Современные проблемы эволюционной теории, Л., 1967; Шмальгаузен И. И., Кибернетические вопросы биологии, Новосиб., 1968: его же, Проблемы дарвинизма, 2 изд., Л., 1969; Фролов И, Т., Проблема целесообразности в свете современной науки, М., 1971; Hartmann М., Allgemeine Biologic. Eine Einfuhrung in die Lehre vom Leben, 4 Aufl., Stuttg., 1953; Bertalanffy L. von, Problems of life, . ., 1960; Dobzhansky Т., Determinism and indeterminism in biological evolution, в кн.: Philosophical problems in biology, . ., 1966; Rosenblueth A., Wiener ., Bigelow J., Behavior, purpose and teleology, в кн.: Purpose in nature, Englewood Cliffs, 1966.

  И. Т. Фролов, Л. Я. Бляхер.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.03.2024 13:32:43