Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Цветомузыка

Цветомузыка (далее Ц) музыка цвета (англ. colour music, нем. Farbenmusik, франц. musique des couleur), сопровождение музыки последовательностью цветов согласно той или иной "шкале соответствий". Идеи Ц выдвигались с 18 в. главным образом учеными (Л. Б. Кастель, А. Римингтон, Ф. И. Юрьев, К. Леф); соответствия звука и цвета искались ими на уровне механистических аналогий. Реальное воплощение идея Ц нашла лишь в 20 в., когда к ней обратились музыканты и художники (А. Н. Скрябин, А. Шенберг, Г. Гидони, Т. Уилфред). При этом был осуществлен переход от Ц к "светомузыке", которая включает не только смену цветов, но и сложные пространственно-графические световые проекции. Их сочетание с музыкой рассматривается не как дублирование музыки цветом и светом, но как взаимодополнение, образное единство (Б. М. Галеев, Ю. А. Правдюк), в связи с чем используется и слухозрительная полифония. Вопрос о правомерности светомузыки как самостоятельной области искусства еще дискутируется (В. В. Ванслов, Ф. Поппер). Практикой и теорией светомузыки занимаются: в СССР — конструкторское бюро "Прометей" в Казани, студии светомузыки в Харькове и в московском музее А. Н. Скрябина; за рубежом — нью-йоркский ансамбль светомузыки, фирмы "Филипс" в Голландии, "Сименс" в ФРГ, "Эдмунд сайентифик К°" в США.

  Лит.: Леонтьев К., Цвет "Прометея", М., 1965; Юрьев Ф. И., Музыка света, К., 1971; Галеев Б. М., Андреев С. А., Принципы конструирования светомузыкальных устройств, М., 1973; Искусство светящихся звуков. Сб. статей, Казань, 1973; Ванслов В. В., Изобразительное искусство и музыка, в сборнике: Эстетика и жизнь, в. 4, М., 1975; Материалы Всесоюзной школы молодых ученых по проблеме "Свет и музыка". (Третья конференция). Казань, 1975: Галеев Б., Светомузыка: становление и сущность нового искусства, Казань, 1976; Popper ., Naissance de l"art cinetique, .. 1967.

  Б. М. Галеев.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 26.04.2024 09:05:56