Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Химическое и химико-технологическое образование

и химико-технологическое образование (далее Х) система овладения в учебных заведениях знаниями по химии и химической технологии, способами применения их к решению инженерно-технологических и исследовательских задач. Подразделяется на общее образование, обеспечивающее овладение знаниями основ науки, и специальное Х. и х.-т. о., вооружающее знаниями химии и технологии, необходимыми специалистам высшей и средней квалификации для производственной деятельности, научно-исследовательской и преподавательской работы как в области химии, так и в связанных с ней отраслях науки и техники. Общее образование дается в средней общеобразовательной школе, средних профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях. Специальное Х. и х.-т. о. приобретается в различных высших и средних специальных учебных заведениях (университетах, институтах, техникумах, училищах). Его задачи, объем и содержание зависят от профиля подготовки в них специалистов ( горная, пищевая, фармацевтическая, металлургическая промышленность, сельское хозяйство, медицина, теплоэнергетика и т.д.). Содержание Х. и х.-т. о. изменяется в зависимости от развития химии и требований производства.

  Общее образование. В дореволюционной России общее образование получило развитие преимущественно со 2-й половины 19 в., когда в реальных училищах (до 1872 — реальные гимназии) стала преподаваться как самостоятельный учебный предмет. В общегимназическом курсе сведения по химии сообщались лишь в связи с изучением естествознания и физики; с конца 19 в. стали даваться учащимся средних технических (механических, горнозаводских, с.-х.) училищ и некоторых других средних специльных учебных заведений.

  После Октябрьской революции 1917 преподается во всех общеобразовательных школах и средних специальных учебных заведениях, она стала одним из средств политехнического образования, связи обучения с социалистическим производством. За годы Советской власти учебные программы по химии в школе (7—10 (11)-е классы) неоднократно перестраивались с учетом важнейших достижений науки, требований социалистического производства и научно-технической революции. В них получили отражение основы неорганической (7—9 (10)-е классы) и органической (10 (11)-е классы) химии, введены обязательные лабораторные эксперименты, различные практические занятия, экскурсии на производство и в научные лаборатории. В создание советских школьных учебников и развитие методики преподавания химии большой вклад внесли В. Н. Верховский, П. А. Глориозов, Я. Л. Гольдфарб, Д. М. Кирюшкин, В. В. Левченко, А. Д. Смирнов, Л. М. Сморгонский, В. В. Фельдт, Ю. В. Ходаков, Л. А. Цветков, С. Г. Шаповаленко, Д. А. Эпштейн и др.

  В технических средних специальных учебных заведениях нехимического профиля и медицинских училищах дается, в зависимости от направления подготовки специалистов, больший (по сравнению со средней общеобразовательной школой) объем знаний по отдельным разделам и темам курса химии. Средние учебные заведения профиля работают по особым учебным программам изучаемых в них дисциплин.

  В зарубежных социалистических странах общее образование развивается на единых с СССР научно-методологических и организационно-педагогических основах. В капиталистических странах оно дается в различных средних учебных заведениях, внутри одного учебного заведения в разном объеме в зависимости от принятой фуркации. Основательное изучение химии как самостоятельного предмета ведется лишь на академических и естественно-математических профилях и отделениях (США, Великобритания, Япония и др.), в естественно-математических гимназиях (ФРГ), открывающих путь в университеты или технические высшие учебные заведения.

  Специальное Х. С конца 17 в. на философских факультетах западно-европейских университетов началось преподавание химии. В России она впервые стала изучаться в Академическом университете по инициативе М. В. Ломоносова, с 1748 читавшего курс физической химии, сопровождавшийся опытами. Практические занятия студентов велись в научно-исследовательских лабораториях. С 1755 по его предложению преподавание физической химии вводилось на медицинском факультете Московского университета как имеющее важнейшее значение для аптекарского дела.

  С начала 19 в. изучается на отделениях физических и математических наук философских факультетов и на медицинских факультетах университетов. Первые в России инженеры-химики подготовлены Петербургским практическим технологическим институтом (основан в 1828, с 1862 высшее учебное заведение, ныне Ленинградский технологический институт им. Ленсовета) — единственным до конца 19 в. высшим учебным заведением России, имевшим самостоятельный факультет. С 1863 на физико-математических факультетах университетов создаются кафедры технической и агрономической химии. Со 2-й половины 19 в. содержание специального Х. и х.-т. о. расширяется, приобретает ясно выраженную профессиональную направленность на подготовку исследователей в области химии и смежных с ней наук, инженеров-химиков, преподавателей высших и средних учебных заведений.

  Сформировавшаяся в 19 в. русская школа получает мировое признание. Н. Н. Зинин, А. А. Воскресенский, А. М. Бутлеров, Д. И. В. В. Марковников, А. М. Зайцев, Д. П. Коновалов, Н. С. Курнаков, Н. А. Меншуткин, Н. Д. Зелинский и др. стали основоположниками новых направлений в химии и технологии, в развитии Х. и х.-т. о. В конце 19 в. факультеты для подготовки инженеров-химиков открылись также в 6 технических вузах: Киевском, Варшавском и Рижском политехнических институтах, Харьковском практическом технологическом и Томском технологическом институтах, Московском техническом училище (ныне Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана).

  После Октябрьской революции 1917 развитие социалистического производства потребовало расширения сферы практического приложения химии, повышения роли специального Х. и х.-т. о., поднятия уровня подготовки как исследователей и преподавателей, так и инженеров-химиков. В начале 1920-х гг. организуются самостоятельные отделения в составе физико-математических факультетов университетов. На этих отделениях введены специализации по неорганической, физической, органической, аналитической химии, биохимии и агрохимии. В 1920 создан Московский химико-технологический институт им. Д. И. С 1929 на базе отделений в университетах открываются самостоятельные факультеты для подготовки специалистов для научно-исследовательских учреждений и лабораторий производств, создаются новые химико-технологические институты.

  С середины 1950-х гг. в химии и технологии создаются тончайшие методы исследования различных веществ, производятся новые материалы — волокна, пластмассы, ситаллы, полупроводники, новые физиологически активные вещества и лекарственные препараты, удобрения и инсектофунгициды. проникла во все отрасли науки и народного хозяйства. образование поэтому стало составной частью подготовки специалистов в политехнических, индустриальных, металлургических, энергетических, электротехнических, машино- и приборостроительных, геологических, горных, нефтяных, с.-х., лесотехнических, медицинских, ветеринарных, пищевой, легкой промышленности и др. высших и средних специальных учебных заведениях.

  Специалистов для научной и педагогической деятельности готовят главным образом факультеты университетов и педагогические институты (105 из 188), а также факультеты химико-биологические, биолого- естествознания и др. В 1977 из 65 университетов СССР самостоятельные факультеты имеются в 38, химико-биологические и биолого- в 16, в 4 университетах специализация по химии ведется на факультетах естественных наук, в Тартуском университете — на физико- факультете, в Туркменском — на биолого-географическом. Инженеров химиков-технологов для и смежных с ней отраслей промышленности (угле-, лесо-, нефтехимической пищевой, фармацевтической и др.) готовят в технологических и химико-технологических институтах (17 в 1977) и на химико-технологических факультетах и отделениях др. высших технических учебных заведений. В состав специального Х. и х.-т. о. во всех вузах вошло изучение высшей математики и физики. Овладение философско-методологическими дисциплинами, введенными в высших учебных заведениях, создало фундамент для материалистического подхода в понимании мира.

  Подготовка специалистов-химиков в советских университетах длится 5 лет (на вечерних и заочных отделениях — до 6). Здесь изучаются специальные курсы неорганической, органической, аналитической, физической, коллоидной химии, общей технологии, химии высокомолекулярных соединений. Свыше половины учебного времени по специальным дисциплинам занимает работа студентов в лабораториях. Студенты проходят производственную практику (28 нед) на предприятиях, в научно-исследовательских учреждениях и лабораториях.

  Подготовка специалистов по химии и технологии и преподавателей для высших учебных заведений продолжается в аспирантуре. Наиболее крупными центрами подготовки специалистов-химиков, кроме университетов, являются институты: Московский химико-технологический им. Д. И. Ленинградский технологический им. Ленсовета, Московский институт тонкой технологии им. М. В. Ломоносова, Белорусский технологический им. С. М. Кирова, Воронежский технологический, Днепропетровский химико-технологический им. Ф. Э. Дзержинского, Ивановский химико-технологический, Казанский химико-технологический им. С. М. Кирова, Казахский химико-технологический и др.

  Специалисты-химики (техники-технологи) готовятся также в средних специальных учебных заведениях — в и химико-технологических техникумах, расположенных, как правило, в центрах промышленности, при крупных комбинатах. В 1977 свыше 120 таких учебных заведений готовили техников свыше 30 и химико-технологических специальностей ( технология нефти, газа, угля, стекла и изделий из него, технология волокон и др.). Окончившие эти учебные заведения используются на производствах в качестве мастеров, бригадиров, лаборантов, аппаратчиков и др. Химико-технологические профессионально-технические училища удовлетворяют потребность в квалифицированных рабочих для различных отраслей промышленности.

  Совершенствование структуры и содержания Х. и х.-т. о. связано с научной и педагогической деятельностью многих советских ученых — А.. Е. Арбузова, Б. А. Арбузова, А. Н. Баха, С. И. Вольфковича, Н. Д. Зелинского, И. А. Каблукова, В. А. Каргина, И. Л. Кнунянца, Д. П. Коновалова, С. В. Лебедева, С. С. Наметкина, Б. В. Некрасова, А. Н. Несмеянова, А. Е. Порай-Кошица, А. Н. Реформатского, С. Н. Реформатского, Н. Н. Семенова, Я. К. Сыркина, В. Е. Тищенко, А. Е. Фаворского и др. Новые достижения наук освещаются в специальных химических журналах, помогающих в совершенствовании научного уровня курсов химии и технологии в высшей школе. Для учителей издается журнал "Химия в школе".

  В других социалистических странах подготовка специалистов с Х. и х.-т. о. осуществляется в университетах и специализированных вузах. Крупными центрами такого образования являются: в НРБ — Софийский университет, Софийский химико-технологический институт; в ВНР — Будапештский университет, Веспремский химико-технологический институт; в ГДР — Берлинский, Дрезденский технический, Ростокский университеты, Магдебургская высшая техническая школа; в ПНР — Варшавский, Лодзинский, Люблинский университеты, Варшавский политехнический институт; в СРР — Бухарестский, Клужский университеты, Бухарестский, Ясский политехнический институты; в ЧССР — Пражский университет, Пражский химико-технологический институт, Пардубицкая высшая химико-технологическая школа; в СФРЮ — Загребский, Сараевский, Сплитский университеты и др.

  В капиталистических странах крупными центрами Х. и х.-т. о. являются: в Великобритании — Кембриджский, Оксфордский, Батский, Бирмингемский университеты, Манчестерский политехнический институт; в Италии — Болонский, Миланский университеты; в США — Колумбийский, Мичиганский технологические университеты, Толедский университет, Массачусетсский технологические институты; во — Гренобльский 1-й, Марсельский 1-й, Клермон-Ферранский, Компьенский технологический, Лионский 1-й, Монпельеский 2-й, Парижские 6-й и 7-й университеты, Лоранский, Тулузский политехнические институты; в ФРГ — Дортмундский, Ганноверский, Штутгартский университеты, Высшие технические школы в Дармштадте и Карлсруэ; в Японии — Киотский, Окаямский, Осакский, Токийский университеты и др.

  Лит.: Фигуровский Н. А., Быков Г. В., Комарова Т. А., в Московском университете за 200 лет, М., 1955; История наук, М., 1958; Ременников Б. М., Ушаков Г. И., Университетское образование в СССР, М., 1960; Зиновьев С. И., Ременников Б. М., Высшие учебные заведения СССР, (М.), 1962; Парменов К. Я., как учебный предмет в дореволюционной и советской школе, М., 1963; Преподавание химии по новой программе в средней школе. (Сб. ст.), М., 1974; Джуа М., История химии, пер. с итал., М., 1975.

  С. В. Кафтанов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 21:47:03