Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Хельсинки

Хельсинки (далее Х) (Helsinki), шведский Гельсингфорс (Helsingfors), столица Финляндии, ее главный экономический и культурный центр. Административный центр ляни (губернии) Усима. Расположен на Ю. страны, на берегу Финского залива Балтийского моря. Занимает небольшой гранитный полуостров Эстнес, мелкие островки и шхеры, отделяющие бухты от открытого моря. Высота над уровнем моря до 75 м. Климат умеренный, переходный от морского к континентальному; средняя температура января -9,7°С, июля 16,8°, в среднем в год выпадает около 700 мм осадков. Лето относительно теплое, зима холодная, однако бухта замерзает ненадолго. В пределах административных границ площадь столицы 181,2 км­2 (учитывая воды - 448 км2); Х и отнесенная к нему территория, включающая города-спутники (коммуны) - Эспо (около 120 тыс. жителей), Ванта (около 120 тыс. жителей), Кауниайнен (около 7 тыс. жителей), образуют столичную область (площадью 2623 км2). Сравнительно быстрый рост собственно Х в середине 1970-х гг. стал приостанавливаться, причем численность населения пошла даже на убыль. Рост населения продолжался в окрестностях, особенно наиболее отдаленных (Керава, Ярвепня, Тусула, Нурмиярви, Вихти и др.). Х - самый крупный по числу жителей город Финляндии, в городских границах проживает 495 тыс. чел. (1976). На столичную область приходится 16% всего населения страны и свыше 30% ее горожан. Динамика населения собственно Х: 4,0 тыс. чел. в 1812, 20 тыс. в 1850, 79 тыс. в 1900, 205,8 тыс. в 1930, 368,5 тыс. в 1950, 448,3 тыс. в 1960, 523,7 тыс. в 1970.

  В составе экономически активного населения столичной области Х (свыше 400 тыс. чел., 1970): 63% занято в сфере обслуживания, 25,4% в промышленности (около 12% в собственно Х и 20% в столичной области от всех занятых в промышленном производстве Финляндии) и 8% в строительстве.

  Городское управление. Х является городской коммунальной общиной. Население избирает на 4 года орган местного самоуправления Х - Совет уполномоченных. Совет избирает городское управление в составе обербургомистра Х, его заместителей (директоров Х) и членов. Совет уполномоченных учреждает специальные комиссии и правления по отдельным отраслям городского управления: по социальному обеспечению, здравоохранению, народному образованию, строительству, налоговым вопросам и т.п.

  Историческая справка. Основан в 1550 по указу шведского короля Густава Вазы. В 1641 перенесен на 5 км южнее, к оконечности полуострова Эстнес. Во 2-й половине 18 в. город расширился благодаря возведенной шведами крепости Свеаборг. После присоединения Финляндии к Российской империи (1809) и создания Великого княжества Финляндского царские власти в 1812 перенесли столицу Финляндии из Турку в Х В 1862 город был связан дорогой с внутренней частью страны, в 1870 - с Петербургом. К концу 19 в. стал важным торгово-промышленным и культурным центром. В ноябре 1905, январе (феврале), марте - апреле 1906, ноябре и декабре 1907 в Х жил В. И. Ленин. В 1917 здесь находился Центробалт. Х - крупный центр рабочего и демократического движения страны: рабочие города активно участвовали в революционных выступлениях 1905-07 (в частности, в поддержку Свеаборгского восстания 1906), 1917, в Финляндской революции 1918. После провозглашения независимости Финляндии (декабрь 1917) Х - столица Финляндской республики. Место пребывания секретариата Всемирного Совета Мира. В Х состоялись 15-е Олимпийские игры (1952), многие международные форумы: Всемирная ассамблея мира (1955), Всемирный конгресс за мир, национальную независимость и всеобщее разоружение (1965), 1-й (июль 1973) и 3-й (июль - август 1975) этапы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Всемирная конференция за прекращение гонки вооружений, за разоружение и разрядку (1976) и др.

  Экономика. Х - основной торгово-финансовый и промышленный центр Финляндии. Здесь размещены крупные банки - Государственный банк Финляндии, Национальный банк, Объединенный банк Финляндии и другие; страховые компании; конторы, склады многих торговых фирм.

  Валовая стоимость промышленного производства столицы составляет около 12% промышленного производства страны; в Х сосредоточено свыше 1/7 всех промышленных предприятий страны. Промышленность весьма многообразна. Валовая стоимость промышленного производства непрерывно возрастает, хотя число предприятий несколько сокращается (в 1960 в столице было 1129 промышленных предприятий, использующих наемную силу, 1037 в 1970). Некоторое перемещение промышленности из Х началось с 1960-х гг. Ведущая отрасль - машиностроение, особенно электротехническая и электронная промышленность, судостроение, приборостроение. Развиты текстильная, швейная, трикотажная, кожевенно-обувная, мебельная, бумажная, полиграфическая, пищевкусовая промышленность. В числе крупнейших предприятий - судостроительные верфи концерна "Вяртсиля", заводы подъемно-кранового оборудования и государственного концерна "Валмет" (производство бумагоделательных машин и др.), электроламповый и кабельный заводы, фарфорово-фаянсовая фабрика "Арабиа" и др. Близ Х строится (1977) АЭС. В экономике видное место занимает портовое хозяйство и судоходство. Х - главный порт страны, через него проходит свыше 1/2 импорта и около 15% экспорта страны. Ввоз нефти, угля, черных металлов, проката, машин, товаров; вывоз лесоматериалов, бумаги, судов, промышленного оборудования и др. Грузооборот порта 5,8 млн. т в 1975. Х связан паромными и судоходными линиями со Стокгольмом (Швеция), Копенгагеном (Дания), Травемюнде (ФРГ), Ленинградом (СССР). Хельсинкский порт удобен, имеет несколько гаваней. Его причалы (общая длина свыше 9 км) подходят к центру города. Судоходство круглый год (в зимнее время используются ледоколы). Все более увеличиваются паромные и контейнерные перевозки, объем пассажирского движения.

  В Х сходятся важнейшие ж.-д. линии и автомагистрали; аэропорт международного значения. Окружная автомобильная дорога связывает между собой гавани и отдельные районы столицы. В автопарке (начало 1972) зарегистрировано около 88,2 тыс. легковых машин, около 1,5 тыс. автобусов, 16 тыс. грузовых автомашин. В городе трамвайное и автобусное сообщение. Расширение сети транспорта общего пользования планируется за счет метро, электрических дорог, автобусного и трамвайного сообщения. Сооружаются (1977) метрополитен (соединит западные и восточные районы города) и линия электрифицированной дороги, а также автомагистраль, которые свяжут старый центр столицы с новыми строящимися периферийными центрами.

  Х - центр туризма. Ежегодно его посещают 3 млн. туристов, в том числе около 1/3 иностранных.

  Планировка и архитектура. Планомерная застройка велась с начала 19 в. по регулярному плану, разработанному комиссией под руководством И. Эренстрема (1808-17). Памятники архитектуры: классицистической постройки - бывший Сенат (1818-22), собор св. Николая (1830-52), Хельсинкский университет с обсерваторией и библиотекой (1828-45) - все архитекторы К. Энгель, Фин. Национальный театр (1901, архитектор О. Тарьянне, новая пристройка, 1954, архитекторы К. и Х Сирен), Национальный музей (1906-09, архитекторы Э. Сааринен и др.), Центральный вокзал (1904-14, архитектор Э. Сааринен), парламент (1927-31, архитектор И. Сирен), комплекс Олимпийского стадиона (1934-40, архитекторы Ю. Линдегрен и Т. Янтти) и Олимпийской деревни (1938-40, архитекторы Х Экелунд, М. Вяликангас), Дом культуры рабочих (1955-58), дворец "Финляндия" (1967-71, оба - архитектор А. Аалто). Генеральный план Х (1970) предусматривает создание, помимо существующего главного центра города, трех периферийных центров, крупнейшим из которых станет Пасила. Предпринимается реконструкция исторического центра Х (автор проекта А. Русувуори), ведется интенсивное жилищное строительство: районы Маунула (1951-56), Мунккивуори (1962-65), Тапиола, Отаниеми и др. Памятники: Э. Ленроту (1902, скульптор Э. Викстрем), Я. Сибелиусу (1961-67, скульптор Э. Хилтунен) и др. В городе много парков, бульваров, зон отдыха, широкая сеть отелей, гостиниц, ресторанов, туристских баз и кемпингов.

  Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В Х находятся: Хельсинкский университет, Высшая техническая школа, Высшие финские и шведские коммерческие школы, Ветеринарная школа, Академия музыки им. Я. Сибелиуса, Академия изобразительных искусств и др. специальные высшие учебные заведения; научные учреждения - Академия Финляндии, Центр технических исследований, научно-исследовательские институты (леса, экономики, сельского хозяйства, биохимии и др.), большое число научных обществ, библиотека университета, Городская библиотека, библиотека парламента и др., Национальный музей, Зоологический музей университета, Ботанический сад и др., Финляндская Национальная опера, Финляндский Национальный театр, Национальный шведский театр. Народный рабочий театр, Интимный театр и др.

 

  Лит.: Иконников А., Х, Л., 1967; Helsinki, Arkkitehtuuriopas, Helsinki, 1963.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.11.2024 18:45:36