|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Фундаменты машин | Фундаменты машин (далее Ф) воспринимают и передают на основание статические нагрузки, а также возникающие при работе машин (вследствие неуравновешенности их движущихся частей) динамические нагрузки. По характеру динамических нагрузок различают 2 основные группы машин - с периодическими возмущающими силами, вызывающими вынужденные колебания фундаментов, и с ударными воздействиями, обусловливающими свободные колебания фундаментов; некоторые машины передают на фундаменты нагрузки обоих видов. К первой группе относятся машины с частями, равномерно вращающимися (турбоагрегаты, электрические машины и т.п.) и движущимися возвратно-поступательно (поршневые компрессоры и насосы, лесопильные рамы и т.п.), ко второй - машины с падающими рабочими органами (копры, кузнечные молоты, формовочные и др. машины) и неравномерно движущимися элементами (например, прокатные станы, ковочные вальцы). По конструктивному устройству Ф подразделяются на массивные, стенчатые и рамные. Фундаменты первых двух типов устраивают бесподвальными (т. е. полностью заглубленными в грунт) либо подвальными, применение которых обусловливается необходимостью установки под машинами вспомогательного оборудования. Рамные Ф., как правило, устраивают подвальными.
Материал для Ф - преимущественно монолитный бетон и В практике промышленного строительства получили распространение также сборные и сборно-монолитные Ф, в том числе свайные, сооружаемые с применением высокого ростверка. Применение сборных конструкций целесообразно главным образом при установке машин с хорошо уравновешенными движущимися частями (например, турбоагрегатов). Небольшие машины, станки и оборудование нередко устанавливают без специальных фундаментов - непосредственно на бетонный пол, который в этом случае конструктивно усиливается арматурой. Для уменьшения вредного влияния колебаний в конструкцию Ф включают упругие амортизаторы (например, пружины, резиновые прокладки) и демпферы (поглотители энергии колебаний). При расчете и проектировании Ф учитывают упругие свойства грунта, величины статических и динамических нагрузок от машин, конструктивные особенности последних и др. факторы.
Лит.: Савинов О. А., Современные конструкции фундаментов под машины и их расчет, Л. - М., 1964; Строительные нормы и правила, ч. 2, раздел Б, гл. 7. Ф с динамическими нагрузками, М., 1971.
Л. Р. Ставницер.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 11:53:11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|