|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Бенуа Александр Николаевич | Бенуа (далее Б) Александр Николаевич (21.4(3.5).1870, Петербург, — 9.2.1960, Париж), русский художник, историк искусства, художественный критик. Сын архитектора Н. Л. Б. Искусству обучался самостоятельно. Жил в Петербурге. В 1896—98 и 1905—07 работал во Один из организаторов и идейный руководитель объединения "Мир искусства" и журнала того же наименования. В своей книге "История русской живописи в 19 веке" (ч. 1—2, СПБ, 1901—02) и статьях начала 1900-х гг. Б. подверг критике академическое искусство, а также выступил с идеалистических позиций против эстетики Н. Г. Чернышевского и гражданственности живописи передвижников, выдвинув главным критерием оценки произведений искусства их "художественность". От некоторых полемически заостренных оценок Б. впоследствии отказался. Страстный пропагандист классического наследия, в том числе русского искусства 18 — 1-й четверти 19 вв., Б. был инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев (сборники "Художественные сокровища России", редактировал в 1901—03; журнал "Старые годы"; Музей старого Петербурга и т.д.). В предреволюционные годы выступал против крайних формалистических направлений. С 1917 Б. принимал активное участие в организации охраны памятников искусства и в перестройке музейного дела (особенно в реорганизации Эрмитажа, заведующим картинной галереей которого он был в 1918—26).
Ощущение кризиса буржуазного общества и неизбежности революционных потрясений приводит Б. к поискам "вечных", "устойчивых" духовных и эстетических идеалов как антитезы противоречиям современности. Сочетаясь с увлечением искусством 17—18 вв. и России 18 — 1-й четверти 19 вв., это придает его творчеству ретроспективную направленность. Б. — создатель особой разновидности исторической живописи, типичной для "Мира искусства", т. е. достоверного по характерности деталей, но одностороннего поэтического отражения той области истории, которую в каждую эпоху составляют ее быт и искусство. Б. привлекают хрупкая красота и гротескная причудливость клонящейся к упадку дворянской культуры (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897—98; "Версальская серия", 1905—06). Грустная ирония пронизывает его картины, в которых чинно шествующие или суетящиеся фигурки людей сопоставлены с непреходящей и величественной красотой совершенных произведений искусства. В завитках старинного орнамента, в жестах и осанке людей прошлого Б. видел материальное выражение духа и поэзии минувшей эпохи. Но творчество Б. не сводится к искусной стилизации, оно связано и с общим развитием живописи своего времени.
Б. принадлежит к числу реформаторов русской театрально-декорационной живописи на рубеже 20 в. (опера "Гибель богов" Р. Вагнера, 1903, и балет "Павильон Армиды" Н. Н. Черепнина, 1907, — Мариинский театр в Петербурге). С 1908 оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже (балет "Петрушка" И. Ф. Стравинского, 1911, театр Шатле) и до 1911 был ее художественным руководителем. В 1913—15 заведующий художественной частью и режиссер МХТ ("Мольеровский спектакль", 1913, сорежиссеры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко). С 1919 режиссер и художник Академического театра оперы и балета ("Пиковая дама" П. И. Чайковского, 1921) и Большого драматического театра ("Слуга двух господ" К. Гольдони, 1921) — в Петрограде. Работы Б. для театра отличаются художественной цельностью, тщательной продуманностью декораций, костюмов и бутафории, тонким чувством стиля. Убедительны отмеченные графическим изяществом иллюстрации Б., в том числе иллюстрации к "Медному всаднику" А. С. Пушкина (один из вариантов издан в 1923), созвучные то лиризму, то драматическому пафосу пушкинского стиха.
С 1926 Б. жил в Париже, работая главным образом над эскизами декораций и костюмов для спектаклей в театрах Италии и др. стран.
Соч.: Русская школа живописи, СПБ, 1904; Художественные письма, газета "Речь", ноябрь 1908 — февраль 1917; Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны, СПБ, 1910; История живописи всех времен и народов, т. 1—4, СПБ, 1912—17 (не окончено); Возникновение "Мира искусства", Л., 1928; Жизнь художника. Воспоминания, т. 1—2, Нью-Йорк, 1955: Александр Б размышляет... (статьи и письма 1917—1960 гг.), М., 1968; Memoirs, v. 1—2, L., 1960—64.
Лит.: Эрнст С., А. Б, П.,1921; Эткинд М., А. Н. Б, Л.— М., 1965.
В. М. Петюшенко.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 11:56:12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|